• Учитель-дефектолог


    Специальности

    Воспитатель, учитель, гувернер, няня, тьютор

    Сферы профессиональной деятельности

    Образование

    Классификация профессии

    Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
    Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
    Тип профессии по средствам труда: ручной.
    Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
    Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

    Описание профессии

    Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
    Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для  максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
    К основным обязанностям работника относятся: комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников; • консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Индивидуальные особенности

    Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
    К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся: активная жизненная позиция.

    Медицинские противопоказания

    Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим: психическими расстройствами.

    Профессиональная подготовка

    Специалист в данной области должен хорошо знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
    Учитель-дефектолог должен уметь: проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.

    Область применения

    Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.

    Условия труда

    Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
    В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
    Специальная форма не предусмотрена.

    Профессиональные риски

    Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

    Образовательные учреждения

    Образовательная организация среднего профессионального образования: Образовательные организации высшего образования:

    Карьерный рост

    Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.
  • © 2019 Разработчик сайта "Студия"