>

Учиться по программе целевой подготовки специалистов может каждый

В Министерстве профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) появилось новое подразделение – отдел по работе со студентами, по-другому, «единое окно». Теперь студентам-целевикам станет гораздо удобней общаться с работниками министерства по всем возникающим вопросам. А их, понятное дело, у ребят всегда много.

Подготовкой специалистов для отраслей экономики здесь занимаются не первый год. Эта целенаправленная работа ведется на протяжении двадцати лет. На сегодня 4368 человек получают образование по целевой программе. Из них 2367 за пределами республики, куда входят и двадцать шесть студентов, обучающихся за рубежом. В основном это учащиеся Пекинской цирковой школы – 20 человек, а также шестеро студентов в вузах Австрии, Австралии, Германии, Польши, Китая и Чехии. Наибольшее количество молодежи учатся в вузах Москвы (589), Санкт-Петербурга (537), Новосибирска (429), Хабаровска, Иркутска, Екатеринбурга, и Владивостока.

По словам и.о. министра Максима Дмитриева, до 1 ноября текущего года проводится прием заявок от отраслевых министерств и ведомств на следующий учебный год на подготовку специалистов. Список вузов и специальностей формируется исходя из этих заявок. В этом году в Минпрофе создали отдел по прогнозированию потребности в специалистах. Благодаря квалифицированным специалистам работа по прогнозу наиболее востребованных профессий станет более точной и четкой.

Уже в январе на сайте министерства можно было подробно ознакомиться со списком специальностей, их количеством и вузами, где студенты будут обучаться.

Судьба каждого абитуриента решается коллегиально путем голосования каждого члена комиссии

Предварительные итоги

На 635 мест (600 – бакалавриат, специалитет и 35 по программе среднего профессионального обучения за пределами республики) претенденты набраны. По предварительным итогам практически 80% студентов, которые будут обучаться за пределами Якутии, в данное время уже зачислены. А всего их 335 человек. Процесс зачисления в республиканские вузы еще не завершен (200).   

Напоминаем, обучение за пределами республики ведется за счет федерального бюджета. Республика оплачивает стипендию, проезд и проживание в общежитии. За счет бюджета может учиться каждый. Правда, для этого нужно все-таки постараться. Принять участие в предметной олимпиаде, сдать ЕГЭ с хорошими баллами, отвечать требованиям работодателя. Тем не менее счастливчики, успешно прошедшие отбор, ежегодно уезжают покорять российские вузы и, надеемся, возвращаются на родину отличными специалистами. 

Цифра

4368 студентов обучаются по целевой подготовке

Из них 2967 за пределами республики, в том числе 26 за рубежом

1401 в республике  

Претенденты на целевое обучение

Уже десятый год в целях отбора кандидатов на целевое обучение Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) весной каждого года проводит первый этап   – Республиканскую предметную олимпиаду вузов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия). В этом году изменились правила конкурсного отбора. Так, впервые целевые места в вузах были представлены во всех группах улусов, где проходили предметные олимпиады. А при заключении договоров с будущими выпускниками одним из весомых аргументов в пользу будущего студента оказалось компетентное мнение самого работодателя.

Кто же эти счастливчики? Это все желающие одиннадцатиклассники республиканских школ, успешно выигравшие предметные олимпиады ведущих вузов страны. Нынче в четырех зонах – Якутске (две группы: одна для всех, вторая для представителей арктических улусов), Вилюйске, Чурапче и Нерюнгри проводились эти испытания с участием 55 российских вузов.

И если раньше университеты распределяли по зонам, то нынче впервые все учебные заведения были представлены во всех пяти группах. Таким образом, в итоге на одно место — пять лучших претендентов. Ранее бывали случаи, когда успешно сдавший олимпиаду мог отказаться от места либо не пройти испытательный порог вуза и целевое место пропадало.

— Но на этом испытания еще не заканчиваются, — рассказывает и.о.министра Максим Дмитриев. – На втором этапе выпускник должен подтвердить свои знания успешной сдачей ЕГЭ и преодолеть минимальный порог конкретного вуза. У всех он разный, где-то выше, где-то ниже. И, к сожалению, золотая медаль не всегда помогает при поступлении. Университет, опять же по своему разумению, всего лишь может начислить дополнительные 4-10 баллов к общему итогу. Бывает и так, что в некоторых вузах за медаль начисляют четыре балла, а за результаты ГТО – шесть.

Кстати, как отмечают представители минпрофа, зачастую случается и такое, когда учебные заведения выделяют дополнительные места поздней весной. Естественно, тогда эти данные не отражаются в списке, уже вывешенном на сайте министерства или на стенде Республиканской приемной комиссии. Так нынче и произошло с МГУ, МЭИ и рядом медицинских институтов, выделивших дополнительные целевые места. Информация о них была представлена гораздо позже.

К сожалению, бывает и так, когда некоторые ведомства отзывают заявки, руководствуясь тем, что не смогут трудоустроить специалиста.

— А ведь претенденты уже есть, и приходится утрясать ситуацию. Но мы стараемся разобраться с каждым отдельным случаем, — говорит Дмитриев.

Специалисты Единого окна по приему документов рады помочь каждому обратившемуся. Оно находится на первом этаже министерства, а для удобства абитуриентов и студентов вход туда отдельный

Нюансы

На целевое обучение комиссия, как правило, принимает документы у выпускников, заключивших договор по итогам олимпиады.

В этом году, опять-таки впервые, при заключении договора учитывались критерии отбора самих работодателей.  Если им нужен специалист мужского пола, рассматривали кандидатуры юношей. Кроме гендерного отбора, в некоторых учебных заведениях нужно было пройти дополнительное медицинское обследование либо психологическое тестирование на профпригодность.  Можно было запросто лишиться места, несмотря на хорошие результаты олимпиады и лучшие показатели ЕГЭ.

Ищем таланты!

Если основная масса претендентов на целевое обучение формируется таким образом, то остальная часть абитуриентов также может попытать счастья. Часть освободившихся мест выставляется на общий конкурс, если основной претендент отказался от места либо не преодолел минимальный порог вуза. Так что шанс появляется у других выпускников.

Такая информация появляется на сайте уже к 30 июня.

Плюсы

По информации заместителя руководителя отдела целевой подготовки Анны Кузьменко, целевики дополнительно к федеральной стипендии ежемесячно получают и республиканскую, а это 2969 рублей. Первый семестр оплачивается независимо от результатов учебы, а в последующем учитывается успеваемость. То есть с удовлетворительными оценками на стипендию могут претендовать только дети-сироты и инвалиды. Естественно, стипендия не положена и тем, кто не сдал сессию.

Раз в год также оплачиваются проезд до места учебы и полностью проживание в общежитии. При наличии справки от вуза об отсутствии общежития компенсируется часть расходов на аренду жилья. Например, в Москве это семь тысяч рублей.

Кроме того, 100 отличникам учебы выплачивается дополнительная президентская стипендия в размере трех тысяч. 26 августа в Якутске состоится торжественное вручение этих сертификатов.

Обычно каждой осенью новоиспеченных первокурсников централизованно одним рейсом отправляют в места учебы в сопровождении старшекурсников.

Во многих городах есть кураторы, следящие за успеваемостью студентов и их адаптацией в незнакомом месте, хорошо работают и студенческие ассоциации.

Не приехал – верни долг!

В случае невозврата на закрепленное место работы, отчисления по академической неуспеваемости студент обязан компенсировать все расходы, потраченные на его обучение, а также выплатить штраф в двукратном размере от этой суммы. Все претензионные мероприятия проводятся после окончания каждого семестра, а также по итогам года. За все это время было рассмотрено шесть судебных разбирательств по возмещению расходов. В основном, студенты сами возвращают без разбирательств.

Освобождаются от таких штрафных санкций студенты, имеющие медицинские противопоказания, а также девушки, вышедшие замуж за военнообязанных и поехавшие с мужьями по месту его распределения.

Мнение

Якутяне –одна команда!

Сюзанна Седалищева, студентка 4-го курса Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики после окончания Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина поступила в Сибирский государственный университет на специальность «Мобильная радиосвязь и мультимедиа».

— Уже в следующем году получу диплом бакалавра. Мой университет один из лучших вузов страны, и считаю, что мне повезло в нем учиться.

Вдали от родины ценишь все то хорошее, что для тебя делает республика. И в ответ хочется что-то сделать позитивное. С ребятами-единомышленниками мы создали студенческий портал — интернет-проект «СахаЦентроВуз News», в котором рассказываем о том, как живут и учатся вдали от дома якутские студенты.  Наша команда — это молодежные организации городов Новосибирск, Красноярск, Томск, Москва, Екатеринбург, Хабаровск, Санкт-Петербург, Омск, Владивосток, Иркутск.

Совместно с НВК «Саха» и минпрофом выпустили несколько репортажей о жизни студенческих организаций, ежегодно реализуем социальные видеопоздравления к праздничным датам, проводим деловые игры по развитию молодежных организаций за пределами республики. Также активисты в своих городах консультируют первокурсников, организовывают спортивные соревнования по легкой атлетике, национальным видам спорта.

Я старший ребенок в многодетной семье. Мои родители живут в селе Харбалах Таттинского улуса. И я рада, что у меня, как и у многих, есть возможность получить образование в лучшем вузе страны – делится Сюзанна.

Розалия Юмшанова, выпускница Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина, стипендиат главы РС(Я)  родилась в поселке Бетенкёс Верхоянского района. До девятого класса училась в Адыччинской средней школе, затем поступила в Республиканский лицей-интернат.

— Родители остались в поселке, я переехала в Якутск — два года жила в студгородке в 17-ом корпусе, училась в лицее. В выпускном классе сдала вступительные экзамены и поступила в два вуза — Российский университет нефти и газа и Санкт-Петербургский электротехнический университет. В итоге выбрала РГУНГ и специальность «Проектирование, сооружение и эксплуатация систем трубопроводного транспорта».

В лицее я училась в политехническом классе. Мне с детства нравились точные науки — математика, физика, программирование. В Адыччинской школе очень хорошие учителя по математике и физике, а республиканский лицей дает отличную базу для поступления в технические вузы.

В этом году окончила университет с красным дипломом. Совет абитуриентам и первокурсникам — лучше всего не пропускать и посещать все занятия! Были, конечно, сложные дисциплины — химия, сопромат, термех (сопротивление материалов и теоретическая механика — прим.ред.). Но учитывая мою любовь к техническим предметам, я училась с удовольствием.

Сейчас работаю в Якутске в частной компании, которая занимается газификацией земельных участков. 

Если у человека есть голова на плечах, он целеустремлен и хорошо учится, можно поступить куда хочется. Некоторые думают, что в центровузах учатся только ребята из непростых семей, но это на самом деле лишь стереотип. Ежегодно множество вузов проводят олимпиады среди 11-классников республики. Каждый школьник может подготовиться, сдать экзамены и поступить. К тому же есть сильная поддержка со стороны Министерства профессионального образования — оплачиваются проезд, общежитие, есть стипендия.

Хочу поблагодарить своих учителей, особенно по физике и математике. Без их помощи, без тех знаний, что они мне передали, учиться было бы намного сложнее. 

Захар Евсеев, студент первого курса магистратуры Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, председатель Ассоциации молодежи Якутии в Санкт-Петербурге рассказывает:

— В 2010-м году я окончил политехнический лицей в Сунтаре с золотой медалью. В школе у меня было много любимых предметов — физика, математика, история, география, информатика. Участвовал в районных олимпиадах по истории, физике, географии, программированию, биологии, русскому языку и в олимпиадах республиканского уровня по физике и программированию.

Мои родители — пенсионеры. В свое время мама работала в пенсионном фонде, отец — в краеведческом музее имени Зверева. На летние каникулы приехал домой — помогаю родителям по хозяйству, сейчас заготавливаем дрова на зиму.

В электротехнический университет я поступил по результатам вузовской олимпиады, которую организовало Министерство профобразования. Изначально я планировал поступить в СПБГУ.  Но когда приехал в Майю, оказалось, что приехала комиссия из другого петербургского вуза — электротехнического университета. Меня заинтересовала одна из их специальностей — «Микро- и наноэлектроника». И хотя у меня тогда не было полного и емкого представления, что из себя представляет эта сфера, я все же решил попробовать свои силы.

Учусь на «хорошо» и «отлично», параллельно работаю в научно-производственном предприятии «Буревестник». Предприятие занимается разработкой рентгенолюминисцентных сепараторов алмазов для компании АЛРОСА. Проще говоря, это оборудование для поиска и обнаружения алмазов. 

Моя специальность тесно связана с наукой. Я часто участвую в научных конференциях — принимал участие в форуме по вопросам развития Арктики, стал лауреатом конференции «Молодежь в инновационном развитии Арктики». Стараюсь быть в курсе всего, что происходит в моей сфере.

У Ассоциации молодежи Якутии в Санкт-Петербурге те же функции, что и у ППОС СВФУ. Мы помогаем первокурсникам адаптироваться к самостоятельной жизни в другом городе, проводим для студентов мероприятия. Общественная работа, конечно, отнимает много времени, но пока удается совмещать ее с работой и учебой.

У меня договор с Государственным комитетом РС(Я) по инновационной политике и науке. Хотел бы поработать в графеновых лабораториях Арктического инновационного центра. Там есть все необходимые установки для лабораторных работ моего профиля. В моей профессии мне нравится, что она на передовом краю науки и развития технологий. Эта сфера до сих пор изучена не так хорошо, поэтому любое достижение в этой области является инновационным.

В центровузах учатся многие мои знакомые. Больше 70% ребят из нашего выпуска поступили в вузы за пределами Якутии. Но поступить легко, а учиться намного сложнее. Не всем удается продолжить учебу после первых двух семестров. Поэтому хотелось бы обратить внимание на психологическую подготовку абитуриентов. Важно не расслабляться и быть самостоятельными.

 

Источник: Матрена Кондратьева, ЯСИА

© 2019 Разработчик сайта "Студия"