>

Транспорт

По материалам учебного пособия И.В. Спирина, С.В. Винокурова, А.С. Владимирова «Профессиональное будущее Якутии. Транспорт»

Урок 1

Глава 1.

Тема:  Транспорт и транспортные технологии: прошлое, настоящее и будущее

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить основные характеристики и виды транспорта. 

Задачи:

— рассмотреть историю возникновения и развития  транспорта;

-раскрыть творческий потенциал учащихся посредством творческих заданий.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, экран, викторина, кроссворд, технологическая карта.   

30 мин

Лекция учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Транспорт. С.4-22)

Возникновение транспорта относится к древнейшим временам.

В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорте невелика. Средства транспорта примитивны — протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или полоты, позднее челноки.

В эпоху рабовладельческого хозяйства, построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развитие транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывала десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города — государства на Средиземном море — Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира — Греции, Риме, Египте — достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов — рабов. Купцы предпочитали суда парусные или парусно-гребные меньших размеров, не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-х — 4-х — колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта, как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

На ранних стадиях феодализма развитие транспорта сковывалось политической раздробленностью, слабым развитием торговли между странами и внутри них. Перевозились в основном грузы, которые не могли быть произведены на месте, главным образом предметы роскоши. Сухопутный транспорт был преимущественно вьючным. Товары перевозились нередко сообща несколькими купцами для защиты нападения разбойников. Транспортирование на многих крупных реках Европы (Рейн, Дунай и других.) стало монополией цехов лодочников. С ростом торговли таких городов, как Венеция, Генуя, союза ганзейских городов получил развитие морской транспорт.

На Руси оживленная морская торговля велась новгородцами. Техника морского судоходства постепенно совершенствовалась, особенно с изобретение компаса, давшего возможность совершать плавание в открытое море. С конца XV века морские суда выходят в открытый океан. Начинается эпоха великих географических открытий. С ростом обмена, торговли, накоплением капитала и углублением общественного разделения труда создавались благоприятные условия для выделения транспорта в отдельную отрасль производства. В XV-XVI в. в становится все больше судовладельцев, занимающихся только перевозками. В России в XVI- XVII в. в развилось северное морское судоходство по Белому морю и Ледовитому океану, а также торговое судоходство по реке Волге и Каспийскому морю. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Во Франции, Германии, позже в Англии в XVII веке строятся улучшенные дороги.

Создание транспорта общего пользования, т. е. выделение транспорта в особую отрасль производства происходит в Западной Европе в эпоху промышленного переворота (с последней трети 18 века) Развившаяся крупная капиталистическая промышленность требовала дешевой перевозки большого количества грузов. Для перевозки массовых грузов (каменного угля, руды, строительных материалов, хлопка) в Англии, во Франции и в Германии стали строить каналы и железные дороги с конной тягой.

В России такая дорога была построена в 1806-1809 годах П. Фроловым на Алтае. В 1-й четверти XIX века совершается переход к механическим средствам транспорта.; появились пароходства и паровые железные дороги. В 1803 году был построен паровоз Р. Тревитика (Англия), передвигавшийся по рельсовому пути. В 1807 году Р. Фуль тоном (США) был практически применен паровой двигатель для речных судов. Несколько лет спустя появились и первые пароходы в России. В 1825 году Д. Стефенсоном в Англии была впервые применена паровая тяга на железной дороге общего пользования (линия Стоктон-Дарлингтон). В Росси первый паровоз был построен уральскими крепостными мастерами отцом и сыном Е. А и М. Е. Черепановыми в 1833-1834 годах. В 1837 году построена и открыта для движения первая железная дорога общего пользования между Петербургом и Царским селом с продолжением до Павловска. К середине XIX века сооружение паровых дорог общего пользования развернулось почти во всех странах Европы и в США.

Историко-географическое развитие различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт возник в конце XIХ века. Но до конца пер вой мировой войны 1914-1918 годов он оставался главным образом местным видом транспорта дополнявшим и постепенно заменявшим гужевой транспорт во всех областях его при: в городских (уличных) сообщениях, в доставке пассажиров и грузов железнодорожным станциям и пристаням (и от них к месту назначения), а кое где и в самостоятельных перевозках в районах, лишенных железных дорог и речных путей. Начиная с 20-Х годов ХХ века автомобильный транспорт начал конкурировать с железнодорожными дорогами и внутренним водным транспортом. После первой мировой войны стал развиваться воздушный транспорт.

Развитие транспорта во всех странах оказало большое влияние и на развитие промышленности, так как транспорт предъявляет значительный спрос на топливо, металл, лес и др. В 19 веке крупнейшим потребителем продукции тяжелой промышленности был ж\д транспорт. В настоящее время одним из наиболее крупных потребителей промышленной продукции (металл, горючее и др.) является автомобильный транспорт.

Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся». В наше время автомобиль — самое распространенное средство механического транспорта. Первые попытки создать самодвижущуюся повозку были сделаны еще два века назад. Так, в России в 80-е гг. ХVIII в. над ее проектом работал известный русский изобретатель И. П. Кулибин. В 1769-1770гг. французский изобретатель построил трех колесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считать предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.

Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Карл Бенц построил четырехтактный бензиновый одноцилиндровый двигатель с искровым зажиганием.

Есть сведения, что первый русский автомобиль был построен в 1882 году Путиловым и Хлобовым в небольшом городке на Волге. Достаточных документальных подтверждений этого факта, однако, пока не получено. О машине Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе известно гораздо больше. Она демонстрировалась в действии на всероссийской художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Вошло в историю развития автомобилизма имя еще одного нашего соотечественника-Ипполита Владимировича Романова. Романов был электротехником, много и плодотворно работал над созданием аккумуляторов, электродвигателей, электрических железных дорог. Он построил машину с электрическим двигателем для городских поездок в 1899 году.

В середине XIX века для преодоления бездорожья был изобретен, а в начале ХХ века стал все чаще применятся новый движитель-гусеница.

Первые советские автомобили вышли из ворот в ноябре 1924 года. Эта дата ныне хорошо известна и считается днем рождения советской автомобильной промышленности. С 1924 года по 1929 год было выпущено менее двух тысяч машин: Под руководством Лихачева в соответствии с передовой технологией поточного производства бывший АМО пред стояло превратить в действительно современный автомобильный завод.

Железнодорожный транспорт

Первые прототипы будущего паровоза появляются в начале XIX века. В то время еще плохо были изучены законы сцепления колес с рельсами, и люди думали, что колеса самодвижущейся повозки будут скользить по гладкой поверхности рельса, вращаясь на одном и том же месте. Поэтому человек стал работать над созданием таких приспособлений, которые могли бы помочь повозке передвигаться по гладким рельсам.

Вслед за паровозом с зубчатыми колесами появляется паровоз с ногами, похожий на гигантского кузнечика.

Но не суждено было этому необычному шагающему паровозу благополучно закончить свой путь. Спустя несколько минут, когда поезд уже преодолел два десятка метров, раздался взрыв-лопнул котел. За свои ноги этот паровоз получил название «шагающей машины».

В России уральские крепостные механики Ефим Алексеевич и его сын Мирон Ефимович Черепановы. Испытания первого паровоза дали хорошие результаты, и уральские механики, несмотря на консерватизм царских чиновников, продолжали трудиться над его усовершенствованием. В 1835 году они построили второй паровоз, который был намного сильнее первого: он мог везти до 17 тонн груза.

Однако несмотря на высокие по тому времени качества русского создатели были незаслуженно забыты. Правящие круги царской России похоронили гениальное творение замечательных русских изобретателей-уральских механиков.

В 1837 году открывается для общего пользования первая в Рос сии опытная железная дорога длиной 25 километров, соединяющая Петербург с Царским Селом (г. Пушкин) и Павловском. Желто-голубые поезда, состоящие из вагонов-карет, первое время приводилось в движение лошадьми. Железная дорога между Петербургом и Царским Селом долгое время была единственной в царской России. В1843 году было начато строительство железной дороги Петербург-Москва протяженностью 650 километров.

Петербурго-Московская магистраль была крупнейшим инженерно техническим сооружением середины ХIХ века.

В середине 90-х годов XIX века в США был построен первый электровоз постоянного тока, получавший энергию от тяговых подстанций, и электрифицирована железнодорожная линия.

В СССР первая электрифицированная железнодорожная линия с мотор вагонными электропоездами появилась в 1926 году первые электровозы в 1933 году.

Первый магистральный тепловоз был построен в СССР в 1924 году по проекту Я. М. Гаккеля.

Электрическая и тепловозная тяга вытеснила прежнюю паровую тягу со всех многочисленных магистралей нашей страны.

Тепловозы появились на советских железных дорогах более полувека назад по инициативе В. И. Ленина. Тепловоз сложнее электровоза и стоит дороже, зато он не требует контактной сети, тяговых подстанций. Тепловоз можно использовать везде, где только уложены железнодорожные пути. Но он нуждается в нефтяном топливе, запасы которого ограничены.

Наше время не зря называют временем высоких технологий. Борьба за скорость ведется во всех областях техники. За последние годы «выросли крылья» у речных судов, и их скорость увеличилась в несколько раз, воздушные корабли перешагнули звуковой барьер. Ускорили свой «бег» и поезда, но не очень.

Неужели нельзя добиться значительного повышения скорости на железных дорогах? Можно. Еще несколько лет назад считали, что такими поездами будут поезда на воздушной подушке.

Даже трудно представить, какая экономия металла, средств на уход за подвижным составом, ремонт и содержание пути.

По бескрайним просторам нашей страны на Север, запад, юг и восток протянулись нити железных дорог. И нечто не остановило их: ни реки, ни горы, ни вековая тайга, ни знойные пески пустынь, ни вечная мерзлота. Бегут и бегут «артерии жизни». Зовут их так не случайно. Точно по кровеносным сосудам человеческого организма, несущим необходимый для жизни кислород, мчатся по железным дорогам поезда с углем и рудой, нефтью и лесом, хлебом и комбайнами, цементом и кирпичом, тканями, продовольствием и другими грузами, без которых немыслима жизнь страны. Тысячи дальних, местных и пригородных поездов везут пассажиров к местам назначения.

Воздушный транспорт.

Слово авиация произошло от латинского avis-птица. Мечта людей летать, как птицы, и послужила отправным толчком к зарождению авиации. Первые чертежи «птицелетов»-летательных аппаратов тяжелее воздуха-были обнаружены среди бумаг Леонардо да Винчи называют одним из самых могучих умов человечества. Он был живописцем, скульптором музыкантом, ученым и инжинером. К сожалению, от реальных машин и конструкций, созданных им, не осталось и следа, но многие инженерные замыслы сохранились в рисунках и чертежах. Большая часть идей Леонардо вообще не могла быть осуществлена в Италии XV в. в одной из рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит: «Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух». Смелая идея была осуществлена лишь в       XX в.

В  течении сотен лет лишь одна разновидность летательных аппаратов тяжелее воздуха исправно поднималась в воздух — воздушные змеи.

Они послужили прототипом планеров, построенных в 1890-х годах немецким изобретателем О. Лильенталем. Воздушный змей исправно помогал в многочисленных опытах русскому морскому офицеру А. Ф. Можайскому, летательный аппарат которого с паровым двигателем имел все основные узлы современного само лета: фюзеляж, крылья и хвостовое оперение. Построенный в 1882 году, этот аппарат потерпел аварию во время испытаний. А на дальнейшие опыты у Можайского не было средств.

Сидя в уютном кресле современного «Боинга»или «Аэробуса»на 11-илометровой высоте где нибудь над Атлантикой, трудно представить, что история авиации насчитывает немногим более 200 лет. И что успех к первым покорителям пятого океана пришел только тогда, когда они решительно отказались от главного атрибута любого самолета-крыла. Все попытки подняться в воздух взмахивая крыльями, подобно птице, заканчивались если не катастрофой, то, по крайней мере, синяками и ссадинами для отважного изобретатля. Решение подсказала вещь всем привычная и знакомая с детства-печная труба.

Всем известно, что горячий воздух легче холодного, и по этому поднимается вверх. Если горячего воздуха будет достаточно много, то он наверняка сможет поднять и какой-нибудь полезный груз, рассуждали братья Монгольфье. Дело оставалось за малым-«поймать» необходимое количество горячего воздуха в резервуар и прицепить к нему гондолу с грузом. После ряда удачных экспериментов с животными (в числе первых воздухоплавателей были петух и баран) Этьен и Жозеф построили летательный аппарат в форме вертикального цилиндра. Когда воздушный корабль был готов, но смельчаков, готовых подняться в воздух на «адской машине», никак не находилось. И тогда для первого полета монгольфьера с человеком на борту барон Пилатр де Розье предложил свою кандидатуру. К нему присоединился маркиз Д’Арланд, и 21 октября 1783 года эти два отважных аристократа совершили первый в истории управляемый полет на воздушном шаре. Пролетев по воздуху около 9 километров, они не совсем мягко приземлились в окресностях Парижа.

Первый в мире полет воздушного шара с людьми на борту.

21 ноября 1783 года барон Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд поднялись в воздух из замка Ла Мюэт в Булонском лесу на 15-метровом монгольфьере.

Так началась новая эра в истории человечества-эра воздухоплавания. Воздушные шары позволили человеку осуществить заветную мечту: парить на ровне с птицами. В течении 100 лет со дня первого полета шара братьев Монгольфье изобретатели Старого и Нового Света пытались решить эту поблему. И вот 9 августа 1884 года первый в мире дирижабль «Ля Франс»совершил полет, который начался и закончился в одной точке. Воздушный корабль длинной 50 метров, снабженный электромотором, вылетел из городка Шале-Мюдон, сделал круг и плавно приземлился на месте вылета.

Применение дирижабля.

Интересен опыт применения дирижаблей в освоении Севера. В 1924 году американская экспедиция исследовала Аляску на дирижабле «Шенандоа» /ZR-1/. Экспедиция была направлена на поиск «неизвестной земли», лежащей к северу от мыса Барроую.

В 1925 году знаменитый Амудсен пришел к убеждению, что самым рациональным транспортом для достижения северного полюса является именно дирижабль, т. к. ему не требуются промежуточные посадки на торосистый лед в отлитие от самолета. Можно было приобрести дирижабль всего лишь за 400 тыс. крон /очень дешево и соизмеримо с ценой за самолет/. 10 марта 1926 года дирижабль «Норге» под управлением его конструктора взял старт для исторического перелета через Ледовитый океан на полюс.

Так как радиус действия этого небольшого дирижабля при условии сохранения неприкосновенным законного резерва топлива /25 процентов/ не превышал 3 тыс. км., то дирижабль произвел промежуточную остановку в г. Гатчине /бывш. Красногвардейск/, под Петербургом /бывш. Ленинград/.

Большие задачи возлагались на дирижабль при аэрофотосъемке полярных земель, метеонаблюдения.

До 1930 г. в СССР вопросами дирижаблестроения занимался прославленный Осовиахим СССР. Во время полетов дирижабля ЛЦ-127 как в 1930, так и в 1931 г. г. в Арктику Осовиахим был главным организатором полетов. Тем не менее, отечественное дирижаблестроение и применение дирижаблей существенно отставало от передового зарубежного уровня, в частности немецкого. За рубежом освоение Арктики проходило именно на немецкой технике, имея в виду и самолеты.

В 1930 году был создан наш, Московский авиационный институт — ведь решающее значение имело пополнение заводов, институтов и КБ авиапромышленности опытными кадрами. Старых кадров до переворотного образования и опыта явно не хватало, они основательно были повыбиты, находились в эмиграции или в лагерях. Уже к П пятилетке /1933-37 г. г. / авиационники имели значительную производственную базу, опору дальнейшего развития военно-воздушного флота.

В тридцатых годах по заказу Сталина были совершены показательные, но на самом деле испытательные, полеты бомбардировщиков, «закамуфлированных» под гражданские самолеты. Отличились при этом авиаторы Слепнев, Левоневский, Коккинаки, Молоков, Водопьянов, Гризодубова и многие другие.

В 1937 году советская истребительная авиация прошла боевые испытания в Испании и продемонстрировала техническое отставание. Самолеты Поликарпова /типа И-15, 16/ терпели поражение от новейших немецких машин. Снова началась гонка на выживание. Сталин давал конструкторам индивидуальные задания на новые модели самолетов, широко и щедро раз давались премии и блага — конструкторы работали не покладая рук и демонстрировали высокий уровень таланта и подготовленности.

Тяжелобомбардировочная авиация, которой отводилась главная роль в предстоящей войне с Западом, выросла за 4 года в два раза, остальные виды бомбардировочной авиации наоборот — уменьшились в два раза. Истребительная авиация увеличилась в два с половиной раза. Высотность самолетов уже составляла 14-15 тыс. м.

Технология производства самолетов и моторов ставилась на поток, широко внедрялись штамповка, литье. Изменялась форма фюзеляжа, самолеты приобретали обтекаемую форму.

Началось применение радио на борту самолетов.

Большие изменения перед войной происходили в области авиационного материаловедения. В довоенные период шло параллельное развитие тяжелых самолетов цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой и легких маневренных самолетов смешанных конструкций: дерево, сталь, полотно. По мере расширения сырьевой базы и развития алюминиевой промышленности в СССР все большее применение в самолетостроении находи ли алюминиевые сплавы.

Шел прогресс в двигателестроении. Были созданы двигатели М-25 воздушного охлаждения мощностью 715 л. с., М-100 водяного охлаждения мощностью 750 л. с.

Доктрина войны на «чужой территории» и «малой кровью» вызвала к появлению самолета «чистого неба», предназначенного для безнаказанных налетов на мосты, аэродромы, города, заводы. Перед войной сотни тысяч юношей готовились пересесть на новый, разработанный по сталинскому конкурсу, самолет СУ-2, которых планировалось перед войной изготовить 100-150 тыс. шт. Это требовало ускоренной подготовки соответствующего числа летчиков и техников «одного полета». СУ-2, по своей сути «самолет-шакал», как в Германии /Ю-87/, так и в России не выдержал испытание временем, т. к. «чистого неба» ни для той, ни для другой страны так и не было во время войны.

Были образованы зоны ПВО с истребительной авиацией, зенитной артиллерией. Начался беспрецедентный призыв в авиацию, добровольно и принудительно. Практически вся немногочисленная гражданская авиация была мобилизована в ВВС. Открывались десятки авиашкол, в т. ч. сверхускоренной /3-4 месяца/ подготовки, традиционно офицерский состав за штурвалом или рукояткой управления самолетом сменялся на сержантский — факт необычный и свидетельствующий о спешке в подготовке войны. К границам срочно выдвигались аэродромы /порядка 66 аэродромов по границам!/, завозились запасы топлива, бомб, снарядов. Тщательно и в особой тайне детализировались налеты на аэродромы немцев.

13 июня 1940 года был образован Летно-испытательный институт /ЛИИ/, в тот же период образованы были и другие КБ и НИИ. В войне с Советским Союзом особую роль гитлеровцы отводили своей авиации, которая к этому времени уже завоевала полное господство в воздухе на Западе. В основном план использования авиации на Востоке намечался такой же, как и война на Западе: сперва завоевать господство в воздухе, а затем перебросить силы на поддержку наземной армии.

Обозначив сроки нападения на Советский Союз гитлеровское командование поставило перед «Люфтваффе» следующие задачи:

1. Внезапным ударом по советским аэродромам разгромить советскую авиацию.

2. Добиться полного господства в воздухе.

3. После решения двух первых задач переключить авиацию на поддержку сухопутных войск непосредственно на поле боя.

4. Нарушить работу советского транспорта, затруднять переброску войск как во фронтовой полосе, так и в тылу.

5. Бомбардировать крупные промышленные центры- Москву, Горький, Рыбинск, Ярославль, Харьков, Тулу.

Утром 22 июня 1941 года, вероятно на 2-3 недели опередив СССР,

Германия нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам.

Только за 8 часов войны были потеряны 1200 самолетов, произошла массовая гибель летного состава, были уничтожены хранилища и все запасы. Историки отмечали странную «скученность» нашей авиации на аэродромах накануне войны и сетовали на «ошибки» и «просчеты» командования /т. е. Сталина/ в оценке событий. На самом же деле, «скученность» предвещает планы сверх массированного удара по целям и уверенность в безнаказанности, чего и не случилось. Летный состав ВВС, особенно бомбардировочный, ввиду нехватки истребителей поддержки нес большие потери, произошла трагедия гибели пожалуй самого совершенного и мощного воздушного флота в истории человечества, который предстояло заново возродить под ударами противника.

К октябрю 1941 года армии Вермахта подошли к Москве, были заняты города, поставляющие комплектующие для авиазаводов, пришло время эвакуации заводов и КБ Сухого, Яковлева и др. в г. Москве, Ильюшина в Воронеже, требовали эвакуации все заводы европейской части СССР. Выпуск самолетов в ноябре 1941 года сократился более чем в три с половиной раза.

Уже 5 июля 1941 года Совнарком СССР принял решение об эвакуации из центральных районов страны части оборудования некоторых заводов авиаприборов для дублирования их производства в Западной Сибири, а через некоторое время пришлось выносить решение об эвакуации всей авиапромышленности.

9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил графики восстановления и пуска эвакуированных заводов и планы производства.

Была поставлена задача не только восстановить выпуск самолетов, но и значительно увеличить их количество и качество. В декабре 1941 года план производства самолетов удалось выполнить менее, чем на 40 процентов, а моторов — только на 24 процента.

В тяжелейших условиях, под бомбами, в холод, стужу сибирских зим один за другим были пущены заводы-дублеры. Уточнялись, упрощались технологии, находили применение новые виды материалов /не в ущерб качеству/, за станки встали женщины и подростки.

Перелом в работе отечественных авиазаводов наступил примерно к марту 1942 г. Одновременно с этим рос боевой опыт наших летчиков. Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Сталинград люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов. Наша авиация стала действовать более активно и показала всю свою боевую мощь на Северном Кавказе. Появились Герои Советского Союза. Это звание присваивалось как за сбитые самолеты, так и за количество боевых вылетов.

В СССР была образована эскадрилья «Нормандия-Неман», укомплектованная добровольцами -французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.

Модернизировались основные боевые машины. Появились самолеты с улучшенными боевыми качествами ЯК-3, ПЕ-2, ЯК 9Т, Д, ЛА-5, ИЛ-10.

К концу войны появилась проблема увеличения дальности истреби тельной авиации — аэродромы не успевали за фронтом. Конструкторы предложили установку дополнительных бензобаков на самолетах, начало применяться и реактивное оружие. Развивалась радиосвязь, в ПВО нашла применение радиолокация. Все сильнее наносились бомбовые удары.

Вторая мировая война полностью подтвердила зрелость отечественной научно-технической мысли /это, в конечном итоге, обеспечило в дальнейшем ускорение внедрения реактивной авиации/.

Тем не менее каждая из стран шла своим путем в конструировании самолетов.

В начале 1942 года Г. Бахчиванджи совершил первый полет на реактивном отечественном летательном аппарате. Вскоре этот летчик погиб при испытаниях самолета.

Работы по созданию реактивного самолета практического применения возобновились после войны созданием ЯК-15, МиГ-9 с использованием немецких реактивных двигателей ЮМО.

С началом ХХ века авиация развивается очень быстрыми темпами. Во всем мире изобретатели создают одну за другой различные конструкции самолетов. Не отстают от зарубежных коллег и русские инженеры. В 1909-1914 годах Я. М. Гаккель,

Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и другие конструкторы создали целый ряд самолетов, не уступающих по своим летным качествам зарубежным образцам.

После Октябрьской революции началось бурное развитие авиации. В 20-е годы в стране начинают работать конструкторские бюро (КБ) под руководством

А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, Д. П. Григоровича и других конструкторов.

После войны советская авиация стала переходить на реактивные самолеты. Начатые еще в 1941 году работы над созданием реактивного самолета Би-1 привели к созданию целого семейства «без винтовых» летательных аппаратов- МиГ-9, Як-15, Ла-15. В 50-е годы конструктору и летчики начали штурм звукового барьера. Одним из первых в мире преодолел этот барьер самолет МиГ-19 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича.

Не оставались в долгу конструкторы и перед гражданской авиацией. Творческим коллективом под руководством

А. Н. Туполева был разработан первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104. В 1960-е годы на воздушной линии страны вышел один из самых больших в мире транспортных самолетов АН-22 («Антей»), разработанный в конструкторском бюро О. К. Антонова.

Сейчас воздушные линии страны и ближнего зарубежья обслуживают самолеты Ил-62, Ил-86, Як-40, Як-42, Ту-134, Ил-76, Ан-124, вертолеты Ми-6, Ми-10, Ка-26 и др..

Водный транспорт

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям — естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны; местные, обслуживающие внутрирайонные связи. Общая длина речного транспорта мира — около 550 тыс. км (1990-е гг.).

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид водного транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям и морским каналам. Морской транспорт делят на каботажный (перевозки между портами одной страны) и международный дальнего плавания. Пассажирские перевозки морским транспортом почти вытеснены воздушным транспортом и сохранились главным образом в качестве рекреационных круизов.

СУДНО-это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), подводой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке). Обломки деревьев были, возможно, первыми средствами передвижения людей по воде. Потом научились связывать несколько бревен или пучки сухого тростника или папируса в плот. Еще древние люди догадались выдолбить в бревне углубление, в котором мог поместиться человек. Так появился челн. Челн легче и маневреннее плота, а это очень важно для плавания по воде. Жители древней Мясопотамии плавали на надутых кожаных бурдюках и в плетенных корзинах, залитых смолой и обтянутых кожей. Этот способ изготовления примитивных судов знали и в Европе.

Обтянутый корой или кожей морского зверя каркас служил для плавания по рекам и морям жителям севера Азии и Америке. А в древнем Египте 5000 лет назад суда изготавливали из многих кусков дерева, скрепленных друг с другом и проконопаченных снаружи по пазам и стыкам. Способ постройки судов из отдельных частей — каркаса и обшивки — привел к увеличению размеров и улучшению мореходности судов.

В 1894 году было построено первое судно с паровой турбиной в качестве главного двигателя. Сейчас турбина- самый мощный судовой двигатель. На многих судах работают паровые турбины мощностью в несколько десятков и даже сотен тысяч киловатт.

В 1903 году на Волге построили первое в мире дизельное судно- танкер «Вандал». С этих пор начинается широкое распространение теплоходов- так называются суда, у которых главным двигателем служит двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Малоэкономичные паровые поршневые машины постепенно вытеснялись. Они на судах почти не применяются.

Для выработки пара используют и тепло, выделяемое в ядерном реакторе. Такие установки появились сначала на военных кораблях.

Первое гражданское судно на ядерном топливе — советский атомный ледокол «Ленин» — работает в Арктике с 1959 года.

На современных судах работа главного двигателя, судовой электростанции и котельной установки автоматизируется. Управляют ими с центрального поста в машинном отделении или из ходовой рубки, наблюдая за их работой по приборам дистанционного контроля.

На военных кораблях устанавливаются вооружение и специальные устройства (например, для сбрасывания мин, запуска ракет, постановки дымовых завес), имеются на них погреба для боезапаса, места для размещения самолетов, вертолетов. Промысловые суда имеют специальные ловецкие приспособления и оборудование для переработки добычи. Одна из основных частей судна — движитель. Простейший движитель — это весло, требующее приложение мускульной силы.

Транспортные суда перевозят грузы и пассажиров. 97% всех судов транспортного флота-это грузовые суда, и только 3%- пассажирские. Грузовые суда бывают сухогрузные и наливные, существует и смешенная группа сухогрузно-наливных судов.

Сухогрузные суда подразделяются на универсальные, пригодные для перевозки разнообразных сухих грузов, и специализированные, приспособленные для грузов одного или нескольких видов, например: рефрижераторные суда, лесовозы-зерновозы, суда для навалочных грузов, рудовозы, навалочники — контейнеровозы.

В последнее время строятся суда перевозящие грузы — в пакетах (пакетовозы), в контейнерах (контейнеровозы), в автомобильных прицепах (трейлеровозы), в железнодорожных вагонах (паромы) и даже в баржах грузоподъемностью 200-700 тонн и более (лихтеровозы). Основное преимущество таких судов — быстрая погрузка и выгрузка.

Неудивительно, что наиболее развитые из древних цивилизаций — египетская, ассирийская, греческая — зародились около 4000 лет назад на берегах морей либо крупных рек. Водный транспорт давал возможность совершать довольно длительные путешествия и вступать в контакт с другими племенами и народами, обмениваясь с ними информацией, занимаясь примитивной торговлей и устанавливая зачаточные экономические взаимоотношения.

Речные перевозки наиболее развиты в Западной Европе на Рейне, в Северной Америке на Миссисипи.

Конкуренция железных дорог сказалась на уровне технического развития речного флота капиталистических стран. За послевоенные годы отмечаются некоторые признаки технического развития речного транспорта, в частности повышается удельный вес моторных судов.

Краткая характеристика других видов транспорта.

НЕФТЕПРОВОД, сооружение для транспортировки нефти или нефтепродуктов. В состав нефтепровода входят трубопровод, перекачивающие насосные станции, хранилища.

ГАЗОПРОВОД МАГИСТРАЛЬНЫЙ, сооружение для транспортировки горючих газов от места добычи или производства к пунктам потребления. Различают подземные, надземные (на опорах), в насыпи. Давление газа в магистральном газопроводе поддерживается газокомпрессорными станциями. В конечных пунктах магистрального газопровода сооружаются газораспределительные станции. Максимальный диаметр труб магистрального газопровода 1420 мм.

МЕТРОПОЛИТЕН (метро), вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.

Первая линия метрополитена (3, 6 км) построена в Лондоне (1863). С 1868 метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшие метрополитены на Европейском континенте — Будапештский (1896), Венский (1898) и Парижский (1900). Впоследствии метрополитены были построены в Мадриде, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Осло, Токио и других городах.

В Российской Федерации первая линия метрополитена была введена в Москве (1935); действуют метрополитены в Санкт-Петербурге (с 1955), Нижнем Новгороде (с 1985), Новосибирске (с 1985), Самаре (с 1987); строится (1992) в Екатеринбурге, ведутся подготовительные работы по строительству метрополитена в Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Омске, в других городах, предусматривается также сооружение метрополитена в Перми. В 20 в. многие станции метрополитена — монументальные сооружения с индивидуальным архитектурно-художественным обликом.

ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram — вагон и way — путь), городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов (чаще все моторные). Питание осуществляется постоянным током напряжением 500-700 В обычно через подвесную контактную сеть (обратный провод — рельсы). Трамваи появились в 80-х гг. 19 в.

ТРОЛЛЕЙБУС (англ. trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприемник и bus — автобус), вид городского безрельсового транспорта. Постоянный ток для питания тяговых двигателей поступает от контактной сети через подвесные (троллейные) провода. Сочетает преимущества трамвая и автобуса. Первый троллейбус создан в 1882 в Германии; в России — в 1933.

ТРОЛЛЕЙВОЗ (от англ. trolley — контактный провод, роликовый токоприемник), грузовой троллейбус. Разновидность троллейвозов — дизель-троллейвоз.

Таким образом, в  дремучей тайге, за Полярным кругом, в бескрайних степях встают многоэтажные города, сооружаются гигантские, фабрики, гидроэлектростанции, прокладывают железные и автомобильные дороги, ложатся в землю трубопроводы, небывалыми темпами развивается наука и техника.

Во все концы нашей страны разбежались стальные нити железных дорог и широкие ленты автомобильных магистралей, в небе пролегли трассы воздушных линий, водную гладь прорезали речные и морские пути, под землей протянулись трубопроводы. Вместе они составляют транспортную сеть, которая связывает в единое целое различные отрасли хозяйства, республики, края, области и районы государства. Здесь и должен «сказать свое слово» транспорт, ведь это его забота полностью и своевременно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках. А перевозки растут из года в год, и, что бы справиться с ними, транспорт всей планеты должен идти вперед. Становиться все более мощным и совершенным.

Проведенный нами  анализ историко — географического развития транспорта мира: от телеги до аэробуса, был направлен на изучение развития транспорта с древних времен, при феодализме и развитие транспорта в эпоху промышленного переворота.

 

   

10 мин

Проведение дорожно-транспортной  викторины

 1. Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам.)
 2. Как в старину на Руси называли большую грунтовую дорогу (в отличие от просёлочной)? (Большак.)
 3.Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми?
(Указатели расстояний. Обычно это были каменные столбы-указатели, которые не позволяли людям сбиться с дороги.)
 4.При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы? (При царе Алексее Михайловиче, более 300 лет назад.)
5. Депутаты городской думы Москвы требовали летом 1899 года запретить этот транспорт, поскольку он пугал пешеходов. О каком транспорте речь? (Автомобили. Вопрос разрешился в пользу депутатов, поскольку автомобили не выдержали качества городских мостовых и вышли из строя сами.)
6. Где находится «ноль» в вашем городе, от которого считаются все расстояния на автодорогах? (Это главный почтамт вашего города.)
 7.Каким французским словом называются водоотводные каналы вдоль дороги? (Кювет.)
 

8.Как называется подземное сооружение для движения автомобильного транспорта? (Тоннель.)
 9.Как называется гостиница для автотуристов? (Кемпинг.)
10. Шоссе без перекрёстков – это… Что? (Автострада.)
11. Как в США называют скоростную автостраду? (Хайвей.)
12. Как в Германии называют скоростную автомагистраль?
(Автобан.)
13.Представителя какой профессии больше всего интересуют права человека?  (Инспектора ГАИ-ГИБДД.)
14.Блюститель дорожного порядка – это… Кто? (Постовой, инспектор ГАИ/ГИБДД.)
15.Какая профессия дала название стеклоочистителям автомобиля?
(Дворник – дворники.)
16.Самолётная деталь в автомобиле – это… Что? (Крыло.)
17.Какой вид городского транспорта использует подвесную электросеть из двух проводов? (Троллейбус.)
18.Как называется городской транспорт класса люкс? (Такси.)
19.
За 100 лет до появления автомобилей с двигателями внутреннего сгорания во Франции строили самодвижущиеся экипажи с паровым двигателем. Управлял экипажем человек, который должен был поддерживать температуру в паровом котле, – истопник. Теперь скажите по-французски «истопник», «кочегар». 
(Шофёр.)
20.Вспомнив известное стихотворение Сергея Михалкова, скажите одним словом «водитель трамвая». 
(Вагоновожатый.)

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, и дать домашнее задание: составить технологическую карту по развитию транспорта.

 

 

Урок 2

Тема:  Основные виды транспорта

 (урок-презентация учащихся)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить  основные виды транспорта в Республики Саха (Якутия). 

Задачи:

— раскрыть виды транспорта и  транспортных сообщений;

-рассмотреть принципы устройства систем и средств транспорта.

 

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации и сообщения учащихся, экран.

5 мин

Вступительное слово учителя

Сегодня мы разберем виды транспорта Республики Саха (Якутия)  транспортных сообщений. Принципы устройства систем и средств транспорта. Также мы прослушаем сообщения об известных  работниках транспорта Республики Саха (Якутия).

25 мин

 

 

Сообщения учащихся о работниках  транспорта   

(рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Транспорт» )

1. Автомобильный транспорт.

2.Железнодорожный транспорт

3.Воздушный транспорт

4.Водный транспорт.

10 мин

Проведение  мини-опроса «В мире  транспортных профессий»  

1.Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучеру, а теперь шофёру.)

2. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)

3. Профессионалы, дающие добро – это… Кто?
(Таможенники. Дать добро – это дать разрешение, согласие.)

4.Какие работники транспорта обладают «волчьим нюхом»?
(Контролёры, которые прекрасно охотятся на «зайцев» – безбилетников.)

5.Постовой вместо светофора – это… Кто? (Регулировщик уличного движения.)

6.Реаниматор машины – это… Кто?(Автомеханик.)

7. Невесомый профессионал – это… Кто? (Космонавт на орбите.) и  т.д.

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок за сообщения учащихся

 

Урок 3

Тема: Автомобильный и городской транспорт РС (Я)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить особенности автомобильного и городского транспорта Республики Саха (Якутия). 

Задачи:

— ознакомить учащихся с автомобильным и городским транспортом;

— развитие ключевых и информационных компетенций посредством подготовки сообщений.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся;  экран.

5 мин

Вступительное слово учителя  

Сегодня мы познакомимся с особенностями автомобильного транспорта и трассами Якутии. Учащимися подготовлены  сообщения по этому вопросу.

35 мин

 

 

Выступления  и презентации учащихся по  автотранспорту и трассам Якутии  

 Выступление 1 учащегося

Автомобильный транспорт также играет очень важную роль для республики, так как, при крайне недостаточном развитии железных дорог, автодороги зачастую являются единственными наземными путями сообщения. Автотранспорт в Якутии развит достаточно хорошо. Его главная уязвимая черта — опять-таки сезонность, так как в республике крайне мало хороших круглогодичных дорог, и большая часть грузоперевозок ведётся по зимникам.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км.

Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов).

 Практически вся сеть автомобильных дорог в районах, расположенных в арктических широтах, представлена зимниками с периодами эксплуатации до 8 и менее месяцев в году, то есть зимой дорожная сеть в Якутии резко возрастает за счёт зимников. Недостатки временных дорог очевидны и огромны, но есть и некоторые преимущества. Так, их обустройство не требует значительных капитальных вложений и времени — по сравнению со строительством категорийных дорог круглогодичного действия. Также они имеют экологические преимущества: при их сооружении не наносится значительного ущерба окружающей среде в зоне вечной мерзлоты.

Зимники в Якутии прокладываются, как правило, по каждой крупной реке (например, Колыма, Индигирка, Яна), а внутри районов — практически к каждому населённому пункту, благо их на Севере немного[18]. Протяжённость таких трасс составляет от нескольких сот (Асыма — Сангар — 310 км) до нескольких тысяч километров: например, трассы Удачный — Саскылах — Юрюнг-Хая (1364 км), Хандыга — Батагай — Усть-Куйга (1262 км).

Выступление  2 учащегося

Основные автодороги Якутии:

·         А360  «Лена»: Большой Невер — Якутск (Нижний Бестях) («автомобильный АЯМ»), круглогодичная, в основном с  с гравийным покрытием;

·         Р504 «Колыми»; Якутск (Нижний Бестях) — Магадан, круглогодичная, гравийное покрытие, отсутствует мост через  Алдан;

·         А331 Федеральная автодорога «Вилюй»; Якутск — Мирный, условно круглогодичная, гравийное, грунтовое покрытие, не хватает мостов через многие реки, в летнее время некоторые участки превращаются в болото;

·          Покровский тракт; Якутск- Покровск- Мохсоголлох — Булгунняхтах; покрытие — разбитый асфальт;

·         P502  «Амга»; автодорога республиканского значения Нижний Бестях — Амга; строится её продолжение — участок от Амги до Усть-Маи; асфальт на участке Нижний Бестях — Майя, дальше гравийка;

·         P503 Намский тракт; Якутск — Намцы; асфальтовое покрытие;

·         «Алдан»; строящаяся автодорога республиканского значения Хандыга — Джебарики-Хая — Эльдикан;

·         «Анабар»; автодорога республиканского значения Ленск — Мирный — Чернышевский — Айхал — Удачный, круглогодичная, в основном гравийное покрытие, планируется её продолжение Удачный — Оленёк — Саскылах — Юрюнг-Хая;

·         «Яна»: автодорога республиканского значения 533 км а/д «Колыма» — Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — Депутатский — Белая Гора; протяженность 1820 км; круглогодичное движение возможно только на участке 533 км а/д «Колыма» — Тополиное, участке Усть-Куйга — Депутатский, а также между пос. Тукума и Батагай; участок Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — автозимник по реке Яна протяженностью около 1000 км;

·         Автодорога Эльдикан — Югорёнок; республиканского значения, круглогодичная дорога (во всяком случае, была такой), связывающая с «большой землёй» через пристань на Алдане Эльдикан рабочие посёлки на востоке Усть-Майского района, занятые золотодобычей — Аллах-Юнь,ЗвёздочкаСолнечныйЫныкчанБриндакитЮгорёнок; в связи с «реструктуризацией» золотодобывающей отрасли Якутии, возможно, сейчас дорога в упадке точно так же, как и вышеназванные посёлки, и в некоторых местах стала непроезжей; по одному из рассматриваемых вариантов, в будущем может стать сегментом возрождённого Аянского тракта; см. также Амгино-Аянский тракт;

·         «Арктика»; самый длинный в Якутии автозимник Усть-Нера — Зырянка — Черский и далее на Чукотку; круглогодичное движение только на участкеЗырянка — Угольное, гравийное покрытие;

·         «Борогон»; Соттинцы — Борогонцы;

·         «Верхоянье»; Батагай — Верхоянск;

·         «Мюрю»; Майя — Тюнгюлю — Борогонцы — Чериктей;

·         «Оймякон» (или «Южная дорога»); Кюбеме (752 км а/д «Колыма») — Томтор — граница Магаданской области;

·         «Умнас»; Олёкминск — Бирюк, гравийное покрытие;

Выступление 3 учащегося

Перспективы развития современной дорожной сети республики связаны с созданием опорной магистральной (широтной и меридиональной) сети надёжных круглогодичных автодорог: Якутск — Большой Невер, Якутск — Вилюйск — Мирный, Якутск — Хандыга — Магадан, Якутск — Амга — Усть-Мая — Нелькан с выходом через Хабаровский край на морской порт Аян. Ведётся строительство автомобильных дорог республиканского значения, которые должны будут обеспечивать внутренние перевозки (Амга — Усть-Мая, Бясь-Кюёль — Кобяй, Хандыга — Эльдикан, Алдан — Олёкминск — Ленск и др.).

Выступление 4 учащегося

Городской и пассажирский транспорт в Якутии.

 

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока, выставление оценок за сообщения.

 

 

Урок 4

Тема 5:  Профессии работников транспорта. Понятие  «логистика», «транспортная экспедиция». 

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: рассмотреть профессии работников транспорта. 

Задачи:

— познакомить учащихся с основными профессиями транспорта;

-раскрыть творческие способности учащихся посредством составления рекламы одной из  транспортной профессии.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, экран; текстовой вариант рекламы 

5 мин

Вступительное слово учителя .

Сегодня мы рассмотрим профессии работников транспорта

Также остановимся на истории возникновения и сущности логистики. Определим  особенности транспортной экспедиции в условиях севера.

Какие бывают профессии, связанные с транспортом и передвижением грузов? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области транспорта и логистики существуют и в чем заключается специфика каждой из них.

Значение транспорта в современном мире трудно переоценить. Профессии, связанные с этой сферой как со стороны разработки таких машин, так и со стороны их эксплуатации, одинаково привлекательны. Тот человек, чье призвание – обеспечивать наземные, подземные, водные и воздушные маршруты передовой и качественно функционирующей техникой, относится к транспортным средствам так заботливо, как будто это живые существа. Однако при этом он всегда помнит: для их проектирования нужны превосходные конструкторские и дизайнерские способности, а для работы с действующими поездами или самолетами обязательны психологическая устойчивость и расторопность.

С чего начать свою дорогу к призванию? Отличным подспорьем станет история транспорта – курьезы, биографии изобретателей, летчиков, путешественников; не миновать и изучения немаленькой линейки транспортных средств, созданных человечеством с древнейших времен до наших дней.

 

25 мин

 

 

Выступления и презентации учащихся о  профессиях работников транспорта (рекомендуем пособие «Профессиональное будущее Якутии. Транспорт» С.22-178).

-автомобильный и городской транспорт;

-железнодорожный транспорт;

-водный транспорт;

-воздушный транспорт — гражданская авиация;

-трубопроводный транспорт;

-промышленный транспорт;

-логисты. 

10 мин

Составить рекламу одной из транспортных профессий

(рекомендуем пособие «Профессиональное будущее Якутии. Транспорт» Стр. 22-160) 

Например:  Реклама «Специалист по сервису  на транспорте»

 В  век высокой мобильности, развития техники, а вместе с ней и скорости перемещения, важным критерием становится безопасность. Люди готовы платить большие суммы за качественный сервис сферы транспорта, так как здоровье человека является главной ценностью. Поэтому возникает необходимость в   качественных специалистов, которые будут отвечать за организацию и планирование услуг на транспорте.

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока и дать домашнее задание: разработать проект  «Будущее транспорта в Якутии» 

© 2019 Разработчик сайта "Студия"