>

Педагогика и образование

По материалам пособия М.С. Савиной, Е.П. Никифоровой и др. «Профессиональное будущее Якутии. Педагогика и образование»

Глава 1. История воспитания и обучения

Тема  урока  «Когда появился педагог?»

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить вопросы возникновения педагогики и ее развития в разные времена (античность, средние века, новое и новейшее время). 

Задачи:

— формирование социокультурной компетенции учащихся;

— развитие интереса к  историческому процессу;

-раскрыть творческий потенциал учащихся посредством творческих заданий

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, экран, загадки. 

15 мин

Лекция учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Педагогика» С.4-15).

Педагогика как наука, являясь одной из форм общественного сознания (т.е. представлений людей о духовной и физической жизни), осуществляет выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Как термин педагогика имеет два значения: первое – это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Слово педагогика происходит от греческих слов paides – дети и ago – вести. Дословно «пайдагогос» означает «детоводитель», «детовождение». Удивительный факт, что в Древней Греции педагогом называли раба, сопровождающего ребенка своего хозяина в школу. Он прислуживал детям на занятиях и вне их. Постепенно слово «педагогика» приобрело более общее значение для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать и воспитывать его, развивать духовно и физически. При этом необходимо отметить, что понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранилось вплоть до середины ХХ в.

В Древней Руси слово педагогика появилось благодаря русским книжникам, которые читали труды античных философов и ввели в обиход новые слова «педагогика» и «педагог», имеющие тот же смысл, что и «воспитание» и «воспитатель».

В связи с накоплением системных научных знаний сформировалось представление о том, что педагогическое сопровождение необходимо не только детям, но и взрослым. Поэтому в современном понимании педагогика — общая наука о воспитании. Если обратиться к истории становления педагогики, то можно определить, что ее элементы появились с зарождением общества на его ранних этапах развития в связи с возникновением воспитательной деятельности. Педагогические мысли оформлялись в качестве педагогических заповедей, в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. До наших дней дошли известные русские пословицы и поговорки: «Повторение мать учения», «Учение – красота», а неучение – сухота», «Век живи – век учись», «Корень учения горек, да плод сладок», «Не везде сила – где уменье, а где – и терпенье», «Природу не надо увечь, а надо беречь», якутские пословицы «Труд – спутник счастья», «Труд кормит, лень заставляет плакать», «Поверхностная работа не приносит счастья». В дописьменный период они были представлены в народной педагогике, которая бережно сохранила народные педагогические представления, взгляды, идеи, проявляющиеся в обычаях, традициях, устной народной речи, трудовой деятельности.

Вначале педагогические знания развивались в русле философии. В трудах крупных древнегреческих мыслителей Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) отражены философские взгляды и идеи, связанные с воспитанием человека и созданием системы воспитания в государстве. 

Большое значение для развития педагогики и становления ее как самостоятельной науки имели труды великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), в которых впервые определен предмет, задачи и основные категории педагогики. Поистине демократичной для Нового времени была идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. В работе «Великая дидактика» (1632 г.) впервые разработаны основы классно-урочной системы, группы детей объединяются в классы и в течение строго определенного времени – урока занимаются с учителями. Как педагог-демократ он считал, что каждый ребенок при обучении может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования». Основной целью воспитания Я.А. Коменский видел в формировании человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Многие идеи педагога сохранились и по сей день применяются в практике школ – это классно-урочная система, принцип природосообразности и др.

Основными задачами педагогики как науки являются накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания.

Можно встретить и другие определения педагогики. Традиционно педагогика рассматривается как наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. В учебнике под ред. Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоевой дается следующее определение педагогики – «это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых».

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что педагогика —  это самостоятельная наука, одна из сфер человеческой деятельности, которая связана с процессами воспитания, обучения и образования человека. Педагогика – наука и одновременно отрасль человековедения.

10 мин

 

 

Просмотр презентации

(рекомендуем теоретический материал главы 1 стр.4-15 пособия «Педагогика»  из серии Профессиональное будущее Якутии)

Предлагаю Вам посмотреть презентацию об основоположнике педагогике Я.А. Коменском и отечественной педагогике К.Д. Ушинском

5 мин

Проведение творческого задания: загадки 

Лишь устный метод применяя,

Он истину всегда искал

Большие толпы собирал

Вопросов много задавал

Когда хотел добиться правды-

Иронию он в ход пускал.

На протяженье всей беседы

Логично думать принуждал

 

(__________________)

 

Родился в Чехии, объездил целый свет.

Открыл мир чувственных вещей.

На протяжении многих лет его слова

Имеют вес для всех учителей.

(______________________)

 

Первые лекции по педагогике издал

Учебник психологии студентам написал

Чтоб резвость детскую унять

Штрафную книгу придумал создать

(___________________)

 

Свободным быть считал за честь

Он видел мир, каков он есть

Он для науки сделал много-

Ведь широка была дорога

Его познаний и идей

Он бог эпохи был своей

Чтоб грамотнее стал народ

Грамматику он создает

Он гений был, мудрец, философ

Конечно, это (________________)

 

Ответы: 1. Сократ 2. Я.А. Коменский  3.И.Гербарт 4.М.В. Ломоносов

10 мин

1 вариант

Викторина «История педагогики»  

(учащиеся заранее делают вопросы для викторины по истории образования)

 

10 мин

2 вариант

Работа с кроссвордами «История образования»

(раздать кроссворды или учащиеся сами составляют кроссворды)

 

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок, подготовившим кроссворды или вопросы для викторины

Глава 4. Педагогика и образование в XXI веке и

Глава 5.Педагогическое образование в Республике Саха (Якутия)

Тема урока 2. «Как выстраивается система образования сегодня в Республике?»

(урок-презентация учащихся)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить  современную систему образования в Республике Саха (Якутия). 

Задачи:

— формирование общекультурных и информационных компетенций  учащихся;

— развитие интереса к современным реалиям и проблемам образования;

-раскрыть творческий потенциал учащихся посредством продуктивных заданий

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, экран; 

5 мин

Вступительное слово учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Педагогика» С.34-47).

Сегодня мы разберем систему  Республики Саха (Якутия). Рассмотрим структуру управления, виды и типы образовательных учреждений, Основные направления республиканского образования как  систему дуального образования; особенности кочевых и малокомплектных школ; специфику профильного обучения; внедрение инклюзивного образования; организацию дополнительного образования. Учебные заведения среднего и высшего профессионального педагогического  образования Республики Саха (Якутия).  Ребята подготовили сообщения об известных учителях нашей Якутии, также о памятниках учителям, поставленных в Республике Саха (Якутия). 

25 мин

 

 

Выступления  учащихся с презентациями

(рекомендуем теоретический материал главы 4 стр.34-47 и главы 5 стр.48-89 пособия «Педагогика»  из серии Профессиональное будущее Якутии)

1.Дуальное образование

2.Кочевые школы

3.Сельские школы

4.Профильное обучение

5.Инклюзивное образование

6.Дополнительное образование

7.Среднее профессиональное образование

8.Высшее профессиональное образование.

10 мин

Сообщения  учащихся об известных учителях Республики Саха (Якутия). (пособие «Профессиональное будущее Якутии. Педагогика»)

Г.Е.Бессонов (стр.53)

М.А. Алексеев (стр.61)

Н.В.Егоров ( стр.65)

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок, подготовившим презентации и сообщения

Глава 6. Особенности педагогической деятельности

Глава 7. Практическая деятельность педагога в школе

Тема 3. Чем отличается деятельность педагога?

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить  особенности  педагогической деятельности. 

Задачи:

— формирование общекультурных компетенций  учащихся;

— развитие интереса к педагогическим профессиям;

— провести психолого-педагогическую диагностику учащихся  по определению склонностей к педагогической деятельности

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации экран, бланки анкет и тестов 

15 мин

Лекция учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Педагогика» С.94-114).

Педагогическую деятельность осуществляют педагоги, которые занимаются этим профессионально. Как и в любой профессиональной деятельности к педагогу, как и к другим специалистам, предъявляются определенные требования, которые определяются значимостью решаемых задач воспитания подрастающего поколения и своеобразием педагогической деятельности.

Профессиональная деятельность педагога наполовину искусство, поскольку учитель должен мастерски выполнять свои обязанности. Он, как артист, эмоционально и экспрессивно преподносит учащимся учебный материал, нестандартно решает педагогические задачи, творчески проводит занятия и др.

Первое требование к профессиональному педагогу —  это наличие гуманистической направленности (признание человека наивысшей ценностью). Другим требованием является глубокое знание своего предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии. Педагог должен обладать педагогическими способностями, соответствующими личностными и профессионально важными качествами. Поскольку отличительной особенностью педагогической деятельности является многофакторность воспитательного процесса, то педагог должен постоянно самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию. Учитывая, что  воспитательный процесс протекает длительно,  то важнейшие профессиональные качества педагога — терпение и оптимизм.

Гуманистическая направленность личности педагога предполагает у него наличие эмпатии, сопереживания для создания благоприятных условий, способствующих развитию личности воспитанника. Педагогу необходимо владеть педагогической техникой, умением управлять своим эмоциональным состоянием, быть уравновешенным, спокойным. У него также должно быть сформировано умение продуктивно взаимодействовать с воспитанниками, общаться с ними.

В обществе всегда ценились скромные, трудолюбивые, оптимистичные педагоги, поэтому эти личностные качества также необходимы тем, кто работает с детьми.

Высокие требования предъявляются и к нравственным качествам педагога, ему необходимы: гуманизм, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность и др.  

Педагог должен быть широко эрудированным специалистом и нравственной личностью, носителем духовной культуры. 

Профессия педагога требует большого нервного и физического напряжения, предъявляет высокие требования к здоровью. Особенно важны для педагога выдержка, находчивость, быстрота реакции, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.

Идеальный педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Идеальный педагог должен быть:

— специалистом;

— работником;

— человеком.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, должен стремиться к этому идеалу.

Презентация – основные профессионально важные качества современного педагога

25 мин

 

 

Проведение психолого-педагогической диагностики на определение ПВК. (рекомендуем пособие «Профессиональное будущее. Педагогика» С.114-124). 

Анкетирование и тестирование по определению  способностей и качеств, относящихся к профессии учителя.  

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока и дать домашнее задание: написать эссе «Образ учителя для новой школы».

 Глава 9.Основные направления педагогической деятельности

Тема урока 4. Каким должно быть педагогическое общение?

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: рассмотреть структуру и стили педагогического общения. 

Задачи:

— формирование общекультурных учащихся;

— развитие речевого и межличностного общения;

-раскрыть педагогические способности учащихся посредством решения педагогических задач

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, экран; педагогические ситуации 

15 мин

Лекция учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Педагогика» С.124-136).

Характеристика особенностей педагогического общения.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Педагог в процессе воспитания должен организовать продуктивное общение со школьниками. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления.

Педагогическое общение выполняет следующие функции: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

В процессе общения каждый из его участников познает друг друга, изучает личностные особенности. Педагог осуществляет обмен информацией для развития положительной мотивации воспитательного процесса, совместного с воспитанником поиска и нахождения разумного варианта общения.

Немаловажной функцией общения является самоутверждение личности. Педагог оказывает помощь воспитаннику в познании, осознании своего «Я», личностной значимости, формировании адекватной самооценки.

В структурном плане педагогическое общение представлено следующим образом: моделирование педагогом предстоящего общения со школьником (классом) — прогностический этап; организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака); управление взаимодействием в ходе педагогического общения; анализ общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

В процессе общения ярко проявляются стили общения, которые выбирают его участники. В педагогике выделяют авторитарный, демократический, либеральный стили руководства.

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Линия поведения педагога: единолично определяет направление деятельности группы, указывает, приказывает, пресекает всякую инициативу, подавляет инициативу школьников.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»). Линия поведения педагога: опора в руководстве на мнение коллектива, советы,  доверие, совместное обсуждение содержания и хода работы.

Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Линия поведения педагога: невмешательство в жизнь коллектива, пассивность, самоустранение от руководства.

В. Кан-Калик определяет следующие стили общения: на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанция, устрашение, заигрывание.

Продуктивным считается общение, которое построено на общении-диалоге, предусматривающим доверительные отношения с воспитанниками. Установление диалога с учащимися позволяет совместно обсуждать возникшие ситуации, проблемы и решать их. Результативность  педагогической деятельности достигается при создании атмосферы положительного отношения педагога к детям, осуществлении демократической организации деятельности, увлеченности совместной работой и творчеством.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Коллектив – это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего высокого уровня развития, чем простая группа. Существуют и другие определения понятия «коллектив» Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе данное понятие раскрывается следующим образом. Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом признаков:

— общая социально значимая цель;

— общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности;

— отношения ответственной зависимости;

— общий выборный руководящий орган.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими важными особенностями – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.

Для того, чтобы стать коллективом группа должна качественно измениться. А.С. Макаренко выделяет ряд стадий развития. Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения).

Вторая стадия – усиление влияния актива.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива, при котором изменяется уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива. Появляются более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Основные признаки: общий опыт, одинаковые оценки событий.

Для создания крепких отношений в коллективе используются большие и малые традиции, которые сплачивают детей и позитивно развивают их взаимоотношения. Развитию коллектива также способствует выбор совместной цели, перспектив развития. А.С. Макаренко в практику воспитательной работы ввел три вида перспектив: близкую, среднюю, далекую, которые позволяют коллективу поступательно развиваться, стимулируя его активность.

Он также считал, что каждому коллективу необходимо выработать определенный стиль внутриколлективных отношений, в основе которых должен быть мажор – постоянная бодрость, активность, готовность к действию.

Проблема взаимоотношений личности и коллектива всегда волновала педагогов, родителей и школьников. В педагогической литературе выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

— личность подчиняется коллективу (конформизм);

— личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

— личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Идеальными считаются взаимоотношения, которые приводят к  гармонизации личности и коллектива, когда воспитанник позитивно изменяется, происходит развитие его личностных свойств и качеств, он усваивает общественно приемлемые способы поведения, деятельности, общения и социальный опыт.

25 мин

 

 

Проведение педагогических ситуаций

 

   Ситуация 1

На классном часу один из семиклассников заявляет классному руководителю: «Мария Ивановна, а почему 7 «А» класс все время ходит то на экскурсии,  то в походы? А мы все беседуем, беседуем, беседуем…» Что ответить?

Ситуация 2

Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу? Ведь любой труд оплачивается». Затем присоединился весь класс. Как разрядить обстановку?

Ситуация 3

К учителю, учившего старшего брата, попадает в класс, его младший брат. Видя, насколько младший уступает старшему брату, классный руководитель постоянно  сравнивает, укоряя младшего в нерадивости. Насколько уместны такие сравнения?

                                             Ситуация 4

Во время объяснения нового материала учащийся задает вопрос, ссылаясь на противоположное утверждение другого учителя. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Учителю не нравится, как десятиклассник сидит на уроке: мальчик сидит вразвалку, ноги вытянуты из-под парты. Учитель делает замечание, просит ученика сесть ровно. Ученик игнорирует учителя, остается в том же положении. На следующее замечание мальчик отвечает, что сидит нормально – назревает конфликт. Остальные ученики уговаривают его не спорить и сесть хорошо.

Ситуация 6

Учитель входит в  10 класс, начинает урок. В классе продолжается шум, каждый занимается своим делом, никто не обращает внимания на преподавателя. Учитель задает упражнение по учебнику и дает на выполнение 10 минут. Кто начинает делать задание, кто продолжает болтать с соседом. Что делать?

Ситуация 7

Учитель идет по коридору. Навстречу — один из учащихся. Поравнявшись с учителем  и глядя на него, мальчик проходит мимо, не поздоровавшись. Как поступить в этом случае?

Ситуация 8

Один из учащихся постоянно демонстрирует  свою эрудицию, подчас ставя учителя в тупик. Как быть?

Ситуация  9

Желая уязвить учителя, один из учащихся постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в этом случае?

В столовой случайно учительница услышала, как дети обсуждают одну из ее коллег: «Она вообще выжила из ума, ей давно пора на пенсию?» и т.д. Как реагировать на подобные реплики?

Ситуация 10

Зайдя в переполненный автобус, учительница видит: один из ее учащихся сидит, делает вид, что дремлет, а рядом с ним стоит старушка. Как поступить?

Ситуация 11

Доведенная до отчаяния поведением детей молодая учительница прямо на уроке расплакалась. Как выйти из этой ситуации?

                                                Ситуация 12

Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением  учащегося, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил судебным разбирательством. Что делать учителю?

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока и дать домашнее задание: составить игру для школьников на общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Тема 5. Что такое педагогический процесс?

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: раскрыть  основные категории педагогики и понятие «педагогический процесс». 

Задачи:

— формирование ключевых компетенций  учащихся;

— развитие культуры речи учащихся посредством выступлений как основы педагогической культуры.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, экран.   

15 мин

Лекция учителя.

Педагогика как наука имеет свои категории — основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.  К ним относятся воспитание, обучение и образование. Педагогика также использует общенаучные категории: развитие и формирование.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В узком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

В узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека [5].

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Таким образом, в данном определении имеются две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением») – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования. Целью обучения является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Образование как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Развитие – изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений [5].

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов [3].

Формирование – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Отличие между развитием и формированием состоит в том, что процесс развития затрагивает морфологические, физиологические, психические изменения, а формирование, когда происходит нравственное и духовное становление личности.

Поскольку предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, то как в любой  деятельности цель определяет достижение определенных результатов.  Поэтому важным системообразующим элементом педагогической деятельности является цель педагогического взаимодействия, которая определяет реализацию других элементов: содержание, способы и средства получения результатов. В педагогике целеполагание – целенаправленный процесс определения целей и задач педагогической деятельности.

В Российской Федерации педагогические цели определяет государство в виде государственных целей, которые оформляются в нормативных документах (конституции, законах, концепциях, программах, постановлениях и др.), общественного заказа на соответствующее качество образования,  государственного образовательного стандарта, в котором установлены основные параметры, нормативы, требования к уровню подготовки учащихся и будущих специалистов. Это высший уровень педагогических целей. Средний уровень составляют цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Каждая ступень непрерывного образования (начальная, основная, полная средняя школа, вуз и др.) определяет свои педагогические цели, на реализацию которых направлено содержание образования. Низший уровень – конкретные цели обучения и воспитания растущего человека на определенном возрастном этапе и отрезке учебного времени (уроке, воспитательном мероприятии и др.). 

Гуманистические приоритеты в воспитании растущего человека, демократические тенденции в образовании изменили высшую цель воспитания, которая рассматривается как помощь личности в разностороннем развитии.

Распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения способствует созданию условий для свободного и разностороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. В основе гуманистической парадигмы развития образования лежит уважение к ребенку, забота о нем в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

 

25 мин

 

 

Выступления учащихся

Выступление 1 учащегося

Образование рассматривается как управляемый педагогический процесс, осуществляемый в интересах человека, общества и государства. Таким образом, как и воспитание, обучение, образование, развитие и формирование личности, педагогический процесс, его закономерности, принципы составляют основные категории педагогики.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Выступление 2 учащегося

В педагогике нередко применяют в качестве синонима термина «педагогический процесс» учебно-воспитательный процесс, который рассматривается как совокупность урочных и внеклассных занятий, в ходе которых осуществляется взаимодействие учителей и учеников для получения определенных результатов. Часто в педагогической литературе встречается и другой термин «воспитательно-образовательный процесс».

Целостность – главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Поскольку особенностью педагогического процесса является движение от целей образования к его результатам.

Педагогический процесс предполагает внутреннее соединение всех его компонентов, частей, переход одного состояния в другое, не нарушая логику движения от цели к результатам, придавая ему устойчивость при изменениях. Он протекает в определенной педагогической системе.

 Педагогическая система характеризуется устойчивым и прочным объединением элементов. В.П. Беспалько выделяет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов: 1 – учащиеся; 2 – цели воспитания (общие и частные); 3 – содержание воспитания;  4 – процессы воспитания (собственное воспитание и обучение); 5 – учителя (или ТСО); 6 – организационные формы воспитательной работы.

Вместе с тем значимыми компонентами педагогической системы являются также результаты, управление учебно-воспитательным процессом, технологии. Таким образом, создается замкнутый цикл: от целей к результатам.

Выступление 3 учащегося

В соответствии с этим выделяются структурные компоненты педагогического процесса: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.

В педагогике выделяют образовательную, воспитывающую, развивающую и социализирующую функции педагогического процесса.  Однако традиционно выделяют в основном три функции: образовательную, воспитывающую, развивающую.

Образовательная функция направлена на организацию передачи знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей. Воспитывающая функция — формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Развивающая функция — развитие и формирование качеств и свойств личности, познавательной активности, интересов, способностей. Социализирующая функция заключается в обеспечении приобретения опыта совместной деятельности, овладения системой общественной отношений и социально приемлемого поведения.

Источником развития педагогического процесса, его внутренней движущей силой является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Данное противоречие стимулирует процесс воспитания и дальнейший рост растущего человека. Педагогическая ситуация – такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. Цепь педагогических ситуаций образует педагогический процесс.

Выступление 4 учащегося

Важным инструментарием для постановки задач является педагогическая диагностика – комплексный процедура, позволяющая определить условия и обстоятельства, в которых будет протекать педагогический процесс.

С целью диагностики используются различные методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа и др., благодаря их применению собирается достоверная информация о реальных условиях, в которых проходит педагогический процесс, уровне обученности учащихся, профессиональной компетентности педагогов и др.

Вслед за диагностикой педагоги осуществляют прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Прогнозирование является важной исследовательской процедурой, поскольку педагогический процесс должен заканчиваться определенным результатом.

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока и дать домашнее задание: составить фрагмент урока по выбранному предмету и классу.

© 2019 Разработчик сайта "Студия"