>

Информационные технологии и связь

По материалам учебного пособия Е.В. Михеевой, К.Е. Семенова, О.И. Титовой «Профессиональное будущее Якутии. Информационные технологии и связь»

 

Урок 1

Глава 1. Настоящее и будущее информационных технологий и связи

Тема: Первое письмо, первая телефонная связь, первый микропроцессор, первый компьютер …

(урок-презентации)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить историю возникновения  информационных революций. 

Задачи:

— развитие интереса к историю вопроса;

-рассмотреть возникновение и развитие почтовых услуг, телеграфа, телефонной связи, радио связи и телевидения в РС (Я);

-раскрыть творческие возможности учащихся посредством творческих и продуктивных заданий.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся,  экран,  шуточная викторина.  

5 мин

Вступительное слово учителя

Сегодня мы ознакомимся с историей развития информационных технологий, узнаем кто придумал телеграф, телевидение, радио,   принцип устройства компьютера? Ребята подготовили сообщения  по историю развития данных процессов в Якутии.

Человечество знакомо уже с пятью информационными революциями: появление письменности; печатное слово; телеграф и телефон; компьютерная, и в настоящий момент мы живем в цифровой цивилизации. Нам будет интересно, как эти процессы  развивались в нашем далеком, большом по территории,   климатически суровом крае. 

25 мин

 

 

Выступления и презентации учащихся

(рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Информационные технологии и связь» С.6-118).

Выступление 1 учащегося:

«История развития почтовых услуг в РС (Я)»;

Выступление 2 учащегося:

«История развития телеграфа в РС (Я)»;

Выступление 3 учащегося:

«История телефонной связи в РС (Я)»;

Выступление 4 учащегося:

«История радиосвязи в РС (Я)»;

Выступление 5 учащегося:

«История телевидения в РС (Я)».

 

10 мин

Проведение шуточной викторины

«В мире ИКТ»

1.Плоды трудов каких профессионалов чаще всего крадут (и пока очень часто безнаказанно)? (Программистов.)

 2.Специалисты «по мылу» – это… Кто?

(Программисты, ведь на их жаргоне «мыло» — это электронная почта. К подобным специалистам можно отнести и авторов многосерийных сериалов с мелодраматическим сюжетом для домохозяек – «мыльных опер». А настоящее мыло для нас производят мыловары, очень уважаемые и такие необходимые специалисты.)

3.Почему у программистов хронический насморк и кашель?
(Потому что подолгу сидят перед распахнутыми окнами операционной системы «Windows».)

 4.Почему кошки очень любят лизать руки программистам? (Потому что их руки пахнут мышкой.)

5.Программист попал в армию. Какой вопрос он задаёт офицеру, давшему команду «По порядку рассчитайся!»? («В какой системе счисления?»)

6.У каких профессионалов метр равен тонне?
(У компьютерщиков. «Метром» и «тонной» они называют мегабайт.)

7.Каких неопытных специалистов их опытные коллеги называют «Узниками замка Иф»? (Программистов. Слабо разбирающиеся в программировании новички при написании программ часто запутываются в сложных конструкциях из условных операторов IF.)

8.Как называют учителя информатики, преподающего детишкам язык программирования ЛОГО? 
(Логопед.)

9.Какие банки создают только программисты?
(Банки данных.)

 10. Есть такой анекдот. Приходит этот профессионал к пианисту посмотреть на новый рояль и говорит: «Клавиатура неудобная – 84 клавиши, половина функциональных, ни одна не подписана, хотя… клавиши Shift нажимаются действительно оригинально». Кто этот профессионал,        и какие оригинальные клавиши ему понравились?
(это программист. А понравились ему педали рояля.)

11. Единица информации, о которой абсолютно достоверно известно, что она состоит из 8-ми более мелких единиц (байт).

12. Рабочее пространство на компьютере, которое во множественном числе дало название одной из всемирно популярных ОС (окно – и операционная система Windows)

13. Совокупность байтов, носящая какое-либо гордое имя, имеющая расширение и содержащая бесценную информацию (файл).

14.  Остальные символы называют его «невидимкой» (пробел).

15.  Видео, материнская и звуковая… Что это? (плата).

16. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).

17. Эта логическая функция принимает значение 1, если вы говорите правду, только правду, ничего кроме правды (логическая функция «И»).

18.  Раньше так называли склад, где хранились овощи, а теперь здесь хранятся упорядоченные данные (база данных).

«Неформальные определения»

19.  «Почерк» компьютера (шрифт).

20.  Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).

21.  «Мозг» компьютера (процессор).

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок за презентации и выступления и дать домашнее задание: составить вопросы для викторины по становлению  и развитию  информационных технологий и средств коммуникаций  в Якутии.

 

Урок 2

Тема Перспективы развития информационных технологий

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить понятие, характеристику и компоненты информационных технологий  и их перспективы. 

Задачи:

— раскрыть понятие, характеристику  и компоненты информационных технологий;

— рассмотреть перспективы развития информационных технологий;

— познакомить с работающим специалистом в области ИКТ и связи.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации и сообщения учащихся, экран. 

 

5 мин

Вступительное слово учителя

Сегодня мы разберем применение информационных технологий в системе общественных отношений, технике, базах данных, быту. Также познакомимся со специалистом, работающим системным администратором известного предприятия (фирмы и др.) нашего города. 

 

25 мин

 

 

Сообщения учащихся . 

Можно создать группы по следующим темам:

         — Виртуальная реальность;

         — Суперкомпьютер и его применение;

         — IP-технологии;

         — Умный дом;

         — Компьютер в офисе;

         — другая тема по желанию.

 

10 мин

Выступление специалиста  

Пригласить для оценивания выступлений учащихся специалиста, работающего в данной области, а также прослушать его рассказ об особенностях его профессии. 

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок и дать  домашнее задание: по книге «Профессиональное будущее Якутии. Информационные технологии и связь» составить  кроссворд «Современные информационные технологии»

 

 

Урок 3

Тема Где учатся будущие ИТ-специалисты?

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить профессии области информационных технологий и учебные заведения, в которых можно получить данные профессии.

 Задачи:

— ознакомить учащихся с профессиями в области ИКТ и связи как перспективной сферой экономики республики;

— составить рекламу одной из профессий.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации;  экран; текстовой вариант рекламы.

5 мин

Вступительное слово учителя  

Сегодня мы познакомимся с профессиями  в области информационных технологий. Учебные заведения, в которых можно получить данные профессии (рекомендуем книгу  «Профессиональное будущее Якутии. Информационные технологии и связь» глава 2).

 

20 мин

 

 

Лекция учителя.

Каждый день все больше людей используют интернет, компьютеры, приложения и технические устройства в своей повседневной деятельности – учебе, работе, покупках, банковских операциях и играх. Поэтому возникают новые перспективы трудоустройства.

Многих из наиболее высокооплачиваемых сегодня рабочих мест десять лет назад просто не было! Эти рабочие места были созданы, потому что все больше людей работают непосредственно и активно с информационно-коммуникационными технологиями, или ИКТ. Можете назвать место работы, на котором вам понадобится много пользоваться интернетом и компьютером? Наверное, вы можете назвать много таких мест работы, в том числе новых, таких как «управляющий социального сетевого сервиса», и профессий, связанных с мультимедийными и интернет-услугами, цифровым графическим дизайном, электронным издательским делом, электронным бизнесом и электронной коммерцией.

В действительности в сфере ИКТ имеется значительно больше рабочих мест и перспектив карьерного роста, зависящих от ИКТ, чем общее число мест во всех других профессиональных областях, которые напрямую не зависят от ИКТ, не производят их продукты и не занимаются управлением ИКТ. Специальное программное обеспечение разработано практически для всех секторов, от сельского хозяйства до бизнеса и аэрокосмической отрасли, и стремление к инновациям стимулируется поиском решений глобальных проблем, таких как изменение климата, возобновляемая энергия и охрана окружающей среды.

Люди представляют себе традиционные профессии в области ИКТ связанными с информационными системами, информатикой, разработкой программного обеспечения, программированием в экономике и информационными технологиями. Традиционная работа в области ИКТ и типовые навыки в этой сфере включают создание инфраструктуры, платформ и приложений ИТ и управление ими; обработку данных и информации и управление ими; работу в сети; взаимодействие человека и компьютера; разработку, программирование, внедрение, развитие, поддержание и приобретение систем; управление проектами в области ИТ; а также методы и инструменты для решения проблем, абстрагирования, проектирования и внедрения.

Сектор характеризуется динамикой, он стремительно растет и развивается. Масштабы социальных перемен и инноваций практически возрастают примерно такими же темпами, как принятие людьми ИКТ и использование их в повседневной жизни и работе. Благодаря этому появляются профессии XXI века в области ИКТ, которые невероятно разнообразны и предусматривают широкий диапазон вариантов: как профессии, в которых специализируются на производстве продуктов ИКТ и управлении ими, так и все остальные профессии, которые в значительной мере и непосредственно зависят от ИКТ в отношении совершения каких-либо действий или производства чего-либо. Многие из этих «профессий на базе ИКТ», такие как маркетолог, не вполне соответствуют традиционному определению карьеры в области ИКТ (т. е. профессий, в которых специализируются на производстве инструментов и инфраструктуры ИКТ и управлении ими).

Классические профессии в области ИКТ

·         Программист прикладных программ

·         Разработчик приложений

·         Разработчик программного обеспечения

·         Управляющий программами ИТ

·         Снабжение и управление в области ИТ

·         Управляющий обслуживанием в области ИТ

 

Современные профессии на базе ИКТ

·         Управление бизнес-технологиями

·         Управляющий сервисами социальных сетей

·         Управляющий коммуникациями

·         Дизайнер-график

·         Разработчик веб-сайтов и блогов

·         Электронный издатель

·         Владелец электронного бизнеса

·         Управляющий в электронной коммерции

·         Управляющий мультимедийного маркетинга

По мере того как значение ИКТ для оказания каких бы то ни было услуг возрастает, профессии в области ИКТ становятся по своей природе все в большей мере многоплановыми, и происходит их слияние со многими другими социальными функциями, выполняя которые, молодые женщины могут применять свои творческие способности и интуицию, в том числе при разработке прикладного программного обеспечения для биоинженерии, информатики энергосистем и приложений подвижной связи. Как эффективность функционирования огромного диапазона традиционных профессий зависит от ИКТ, так и в секторе ИКТ занято множество людей различных профессий, среди которых можно назвать юристов, экономистов, управляющих бизнеса и коммуникаций. Не отставать от темпов изменений в секторе ИКТ и сопровождающего их роста спроса на специалистов – женщин и мужчин – с различными талантами и квалификациями, это несомненное преимущество.

( взято из [http://girlsinict.org/ru/node/969)

15 мин

Составление рекламы на одну из профессий

 

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока, выставление оценок за рекламу.

  

Урок 4

Тема: Какой специалист нужен в области ИТ-технологий?

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: познакомиться с  особенностями профессии в области информационных технологий и связи.

Задачи:

-рассмотреть особенности деятельности специалиста в области ИКТ и связи;

— проведение психолого-педагогической диагностики на определение  склонностей к ПВК.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, текстовые бланки анкет и тестов    

5 мин

Вступительное слово учителя

Сегодня мы рассмотрим: какой специалист нужен в областях ИКТ  и связи. Разберем особенности деятельности специалиста в области ИТ-технологий и связи. Определим, имеются ли у Вас склонности к данным профессиям через проведение психолого-педагогической диагностики.

Вам будут розданы бланки анкетирование и тестирование по определению  способностей и личностных качеств (можно это сделать и в компьютерном варианте профдиагностики).  

 

 

35 мин

 

 

Психолого-педагогическая  диагностика на определение склонностей к профессиям ЭКХ и энергетики (рекомендуем пособие Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие /Н.С. Пряжников, А.Г. Серебряков, О.Л. Кувшинова и др.. М.: Издательский центр «Академия», 2014.-368 с.)

 

5 мин

Организационный момент 

Подведение итогов урока.  Домашнее задание: сделать коллаж из картинок, фотографий на выбранную профессию с целью показа специфики деятельности отдельной профессии или специальности в области информационных технологий.

© 2019 Разработчик сайта "Студия"