>

Агропромышленный комплекс

По материалам учебного пособия И.В. Самсоновой, М.Б. Павлова «Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный комплекс»

 

Урок 1

Глава 1. Место сельского хозяйства в экономики России

Тема:  «Основные отрасли сельского хозяйства Российской Федерации»

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить основные отрасли сельского хозяйства Российской Федерации. 

Задачи:

— формирование ключевых и специальных компетенции учащихся;

— развитие интереса к агропромышленному комплексу;

-раскрыть творческий потенциал учащихся посредством творческих заданий

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, экран, викторина, кроссворд, технологическая карта.   

15 мин

Лекция учителя (рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Агропромышленный комплекс» С.6-13).

Характеристики и направления российского сельского хозяйства ее развитие в разные времена. 

Сельское хозяйство — важнейшее звено АПК и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий. В его составе выделяют земледелие (растениеводство) и животноводство, тесно связанные между собой, которые дают соответственно 56 и 44% сельскохозяйственной продукции.

Природной основой сельского хозяйства являются земельные угодья — земли, используемые в сельском хозяйстве. Остальные территории заняты лесами и кустарниками, тундрой, горными массивами, т. е. неудобными в сельскохозяйственном отношении землями.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий России расположена в переувлажненных или засушливых районах, подвержена ветровой и водной эрозии, а некоторые оказались в зоне загрязнения радиоактивными элементами после чернобыльской аварии. Таким образом, почти 3/4 сельскохозяйственных угодий либо уже деградировали, либо находятся у опасной черты потери плодородия. Это положение усугубляется резким сокращением поставок сельскому хозяйству минеральных удобрений. Поэтому все большее значение играет мелиорация земель — естественное улучшение земель для повышения их плодородия или общего оздоровления местности, один из видов рационального природопользования.

Большое разнообразие природно-ландшафтных зон, различная заселенность обусловили особенности использования сельскохозяйственных угодий: в степной и лесостепной зоне с плодородными сероземами и каштановыми почвами распаханность достигает 80% всех сельскохозяйственных угодий; в лесной зоне — значительно меньше; в предгорных районах обширные альпийские луга сочетаются с небольшими участками пахотных земель в долинах и по склонам гор.

Растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства. Климатические условия России ограничивают круг растениеводческих культур, которые допустимо и экономически эффективно возделывать на ее территории. Высокие и устойчивые урожаи возможно получать лишь на западе черноземной полосы страны и в западных районах Северного Кавказа.

Зерновые культуры — ведущая отрасль растениеводства России. Они занимают более половины посевных площадей страны.

Пшеница — важнейшая зерновая культура России. Высевается главным образом в лесостепной и менее засушливой части степной зоны, а густота посевов уменьшается в восточном направлении. В России высевают два вида пшеницы — яровую и озимую. Учитывая, что урожайность озимой пшеницы в два раза выше, чем яровой, то повсюду, где позволяют агроклиматические условия, возделывают озимую пшеницу. Поэтому в западной части страны вплоть до Волги (Северный Кавказ, Центральное Черноземье, правобережье Поволжья) преобладают посевы озимой пшеницы, в восточной (левобережье Поволжья, Южный Урал, юг Западной Сибири и Дальнего Востока) — яровой.

Ячмень — вторая по объему производства зерновая культура России, используется прежде всего для изготовления концентрированных кормов для животноводства. Это одна из самых раннеспелых культур, хорошо переносящих заморозки и засуху, поэтому ареал возделывания ячменя обширен: он далее других зерновых культур проникает на север, юг и юго-восток.

Овес — в первую очередь фуражная культура и широко используется в комбикормовой промышленности. Распространен в лесной зоне в районах с более мягким климатом, высевается также в Сибири и на Дальнем Востоке.

Рожь — важная продовольственная культура, сравнительно нетребовательна к агроклиматическим условиям, ей необходимо меньше тепла, чем озимой пшенице, и она, как и овес, хорошо переносит кислые почвы. Основной ее ареал — российское Нечерноземье.

Все остальные зерновые культуры, среди которых рис и кукуруза, из-за суровых климатических условий не получили большого распространения в отечественном растениеводстве. Посевы кукурузы на зерно сосредоточены на Северном Кавказе — единственном районе России, который по природным условиям напоминает знаменитый “кукурузный пояс” США, в остальных районах страны ее возделывают на зеленый корм и силос. Посевы риса размещаются в плавнях реки Кубани, Волго-Ахтубинской пойме и Приханкайской низменности.

Технические культуры являются ценным сырьем для производства пищевых продуктов (сахара, растительных масел) и многих изделий легкой промышленности.

Главная масличная культура — подсолнечник — выращивается в лесостепной и степной полосе страны (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Основные посевы технических сортов сахарной свеклы сосредоточены в Центральном Черноземье и Краснодарском крае.

Важной продовольственной и кормовой культурой является картофель. Посевы этой культуры распространены повсеместно, но подавляющая часть сосредоточена в Центральной России, а также вблизи городов, где развивается и овощеводство. Садоводство и виноградарство в качестве крупной отрасли растениеводства характерно для южных районов России.

Животноводство — важная составная часть сельского хозяйства, которая дает менее половины валовой продукции отрасли. Несмотря на серьезное падение производства в годы экономического кризиса, и сегодня Россия входит в число ведущих государств мира по масштабам производства животноводческой продукции: говядина, телятина, свинина, мясо птицы, баранина и козлятина.

Наиболее крупной отраслью животноводства является скотоводство (разведение крупного рогатого скота), главная продукция которого — молоко и мясо.

Свиноводство.

Овцеводство обеспечивает сырьем текстильную промышленность и преимущественно развито в полупустынях и горных районах. Овцеводство тонкорунного направления представлено в южных степях европейской части и на юге Сибири, полутонкорунного — преобладает на европейской территории страны и Дальнем Востоке.

Птицеводство отличается высокой продуктивностью и наиболее развито в основных зерновых районах и вблизи крупных городов. Оленеводство является основной отраслью сельского хозяйства Крайнего Севера. В отдельных районах товарное значение имеет коневодство (Северный Кавказ, юг Урала), козоводство пухового направления (сухие степи Приуралья), яководство (Алтай, Бурятия, Тува).

Пищевая промышленность — завершающая сфера агропромышленного комплекса. К ней относится совокупность отраслей, производящих пищевкусовые, а также табачные изделия, парфюмерно-косметическую продукцию. Пищевая промышленность отличается повсеместностью размещения, хотя набор ее отраслей в каждом районе определяется структурой сельского хозяйства, а объем производства — численностью населения данной территории и условиями транспортировки готовой продукции.

Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством и объединяет более 20 отраслей, использующих разное сырье. Одни отрасли используют необработанное сырье (сахарная, чайная, маслодельная, масложировая), другие — сырье, прошедшее переработку (хлебопекарная, кондитерская, макаронная), третьи представляют собой сочетание первых двух (мясная, молочная).

Размещение пищевой промышленности зависит от наличия сырья и потребителя. По степени их влияния можно выделить следующие группы отраслей.

Первая группа тяготеет к районам производства сырья, так как здесь велики затраты сырья на единицу продукции, а перевозки связаны с большими потерями и ухудшением качества. Сюда относятся сахарная, плодоовощеконсервная, масложировая, чайная, маслодельная, соляная.

Сахарная промышленность не полностью обеспечивает потребности населения России в своей продукции. Значительная часть потребляемого в России сахарного песка ввозится из-за рубежа. Импортирует наша страна и сахар-сырец. Наибольшая концентрация отечественных сахарных заводов — в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе.

Особое место в этой группе занимает рыбная промышленность, которая включает добычу сырья (рыбы, морского зверя) и его переработку. В улове преобладают треска, сельдь, ставрида, значительна доля лососевых и осетровых. Большую часть продукции рыбной промышленности России производит Дальний Восток (Приморский край, Сахалинская и Камчатская области). Из других крупных производителей в этой отрасли выделяются Мурманская, Калининградская и Астраханская области.

Вторая группа отраслей связана с местами потребления готовой продукции и производит скоропортящиеся изделия. Это хлебопекарная, кондитерская, цельномолочная (выпуск молока, сметаны, творога, кефира) промышленность, которые концентрируются прежде всего в высокоурбанизированных ареалах.

Третью группу образуют отрасли с одновременной ориентацией на сырье и на потребителя. Такой двойственностью размещения характеризуются мясная, мукомольная, молочная.

В настоящее время пищевая промышленность одна из самых динамичных отраслей страны, она отличается инвестиционной привлекательностью, что позволяет создавать широкую сеть перерабатывающих предприятий небольшой мощности, оснащенных современным оборудованием.

5 мин

 

 

Просмотр презентации

(рекомендуем теоретический материал главы 1 стр.6-13 пособия «Агропромышленный комплекс» из серии Профессиональное будущее Якутии)

Предлагаю Вам посмотреть презентацию о географии сельского хозяйства в РФ.  

10 мин

Проведение викторины  «В мире агрономических профессий» 

1.     Основы мастерства (азы).

2.     Мастер своего дела, а еще пилот высокого класса (ас).

3.     Совокупность наук о живой природе (биология).

4.     Основоположник российской генетики (Вавилов).

5.     Прибор, придуманный Шарлем Кулоном (весы).

6.     Итальянский ученый. Основатель точного естествознания (Галилей).

7.     Специалист по изучению наследственности (генетик).

8.     Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику (гончар).

9.     Академик и путешественник. Автор первого русского учебника по естествознанию (Зуев).

10.            Специалист, изучающий рыб (ихтиолог).

11.            Специалист по разведению северных парнокопытных животных (оленевод).

12.            Французский ученый основоположник микробиологии (Луи Пастер).

13.            Кого из героев греческой мифологии считают первым китобоем? (Персея).

14.            Художник, специалист по деревянным и костяным орнаментам (резчик).

15.            Ремесло бальзаковского Гобсека (ростовщик).

16.            Мастер, занимающийся выделкой мехов (скорняк).

17.            Наука об отношении растительных и животных организмов между собой и окружающей средой (экология).

18.            Человек, проводящий опыт (экспериментатор).

19.            Профессия первого президента РС (Я)- М.Е. Николаева?  (ветеринар).

20.            С чем связана деятельность специалиста–кинолога? (С собаками).

21.            Как называется специалист, занимающийся выращиванием винограда? (виноградарь).

10 мин

 

Работа с кроссвордами «Агрономия!»

раздать кроссворды учащихся

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок, подготовившим кроссворды и дать домашнее задание: составить технологическую карту по развитию сельского хозяйства в РФ.

 

 

Урок 2

Тема Агропромышленный комплекс: понятие, характеристики, компоненты

 (урок-презентация учащихся)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить  понятие, характеристику и компоненты агропромышленного комплекса. 

Задачи:

— формирование информационных компетенций  учащихся;

— развитие интереса к современным реалиям сельского хозяйства;

-профвоспитание учащихся посредством рассказов о тружениках села республики.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации и сообщения учащихся, экран; 

 

5 мин

Вступительное слово учителя

Сегодня мы разберем понятие «агропромышленный комплекс». Остановимся на основных компонентах агрокомплекса. Ребята подготовили выступления об особенностях агропромышленного комплекса в РС (Я). Также познакомимся с известными тружениками села, фермерами и предпринимателями, занимающиеся  пищевой промышленностью республики.

25 мин

 

 

Выполнение задания учащимися  

(рекомендуем книгу «Профессиональное будущего Якутии. Агропромышленный комплекс» С. 15-21).

 Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельского хозяйства, доведении ее до потребителя.

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).

Предлагает распределить отрасли хозяйства по 3 звеньям АПК. Список можно продиктовать, можно записать заранее на доске, или выдавать карточки со списком отраслей, входящих в АПК.

За выполнение схемы состава АПК и распределение отраслей по звеньям учащиеся получают оценку.

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность.

1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК.

 

10 мин

Сообщения  учащихся об известных тружениках села, фермерах, профессиональных охотниках, оленоводах, рыболовов  и предпринимателях РС (Я) (пособие «Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный комплекс). Например: В.М. Кладкин (стр.76); А.П. Стручков (стр.78); Н.С. Захаров (стр.86); А.Е.Сутакова (стр.145); В.Е. Кемлиль (стр.152) и др.

 

5 мин

Организационный момент

Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Урок 3

Тема Основные направления сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: изучить основные направления сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). 

Задачи:

— ознакомить учащихся с основными отраслями аграрного сектора экономики республики;

— разработать республиканскую агрокарту.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся;  экран.

5 мин

Вступительное слово учителя  

Сегодня мы познакомимся с особенностями республиканского сельского хозяйства: животноводство, скотоводство, птицеводство,  коневодство, звероводство, свиноводство и растениеводство.

Вы должны были подготовить сообщение (презентацию) о любом улусе (районе) Республики Саха (Якутия) с учетом  особенностей сельского хозяйства.   

 

35 мин

 

 

Выступления  и презентации учащихся по улусам (районам) с указанием отраслей сельского хозяйства. (рекомендуем пособие «Профессиональное будущее. Агропромышленный комплекс» С.26-68). Можно распределить учащихся по группам улусам и раонам. Например: Центральные улусы, Северные  и др.  

 

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока, выставление оценок за презентации новой школы».

  

Урок 4

Тема.  Традиционные отрасли севера  Республики Саха (Якутия) 

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: рассмотреть традиционные отрасли севера Республики Саха (Якутия). 

Задачи:

— познакомить учащихся с основными традиционными отраслями народов севера Якутии;

— раскрыть творческие способности учащихся посредством составления рекламы одной из традиционной отрасли севера республики.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации учащихся, экран; текстовой вариант рекламы 

5 мин

Вступительное слово учителя .

Сегодня мы рассмотрим характеристику северного оленеводства, рыболовства, охотничьего хозяйства. Также остановимся на особенностях пищевой и перерабатывающей промышленности РС (Я).

25 мин

 

 

Выступления и презентации учащихся о крупном или малом предприятии пищевой и перерабатывающей промышленности (например, «Саха-агропродукт» Чурапчинского улуса и т.д.). (рекомендуем пособие «Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный комплекс» С.94-104).

 

10 мин

Составить рекламу одной из традиционной отрасли севера РС (Я)

(рекомендуем пособие «Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный комплекс» Стр. 68-85)  

5 мин

Организационный момент  и домашнее задание

Подведение итогов урока и дать домашнее задание: проект

 

Урок 5.

Тема: Профессии агропрофиля

 

Цель и задачи  урока:

Цель урока: познакомиться с профессиями аграрного сектора экономики страны. 

Задачи:

— профинформирование учащихся об агропрофессиях;

— проектирование учащимися сельского хозяйства через несколько лет улуса района).

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации и проекты  учащихся, экран.  

5 мин

Вступительное слово учителя (рекомендуем пособие «Профессиональное будущее Якутии. Агропромышленный кмплекс» С.118-164)

Рассмотрим профессии сельскохозяйственного профиля.

Вначале ознакомимся с профессиями механизаторской группы: тракторист-машинист сельского хозяйственного производства; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.

Профессии агрономической группы: мастер растениводства; мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.

Профессии зоотехнической группы: ветеринарный фельдшер; мастер животноводства; рыбак прибрежного лова; обработчик рыбы и морепродуктов; охотник промысловый; оленевод-механизатор.

Комплексная группа профессий:  мастер сельскохозяйственного производства; мастер по лесному хозяйству; хозяйка(ин) усадьбы.

 

35 мин

 

 

Проекты учащихся

 «Сельское хозяйство моего улуса (района, республики) через 10-20-50 лет».

 

5 мин

Организационный момент 

Подведение итогов урока.

© 2019 Разработчик сайта "Студия"